Ситуация с пассажирскими перевозками остается одной из самых актуальных проблем Иркутска. Горожане, передвигающиеся общественным транспортом, жалуются на нехватку автобусов. При этом скопление пассажирского транспорта, особенно в центре города, провоцирует пробки. Нередко водители маршруток становятся виновниками ДТП. На итоговой пресс-конференции, состоявшейся в конце прошлого года, мэр Иркутска Виктор Кондрашов сообщил, как администрация города намерена решать эти проблемы. В частности, крупным и мелким перевозчикам предстоит участие в конкурсе. Им придется не только обновить свой автопарк, но и объединиться. Однако сами перевозчики считают условия конкурса совершенно неприемлемыми.
Сосредоточиться нужно на нелегалах
В администрации города соглашаются, что условия конкурса жесткие. Руководители фирм, занимающихся коммерческими пассажирскими перевозками, называют их невыполнимыми.
— Условно говоря, вместо ста перевозчиков хотят оставить семь, — говорит Елена Давыдова, директор ООО «Транслайн». — Причем у одного перевозчика должно быть не менее двухсот машин. Таким большим автопарком в Иркутске не обладает никто. У кого-то 50 машин, а кого-то всего лишь пять.
Большинство перевозчиков уже давно в этом бизнесе, и своей репутацией они дорожат. Они утверждают, что соблюдают все требования безопасности: перед рейсом водителя осматривает медик, а техническое состояние автобуса — механик.
Большинство ДТП, в которых фигурировали пьяные или находящиеся под кайфом водители автобусов, совершили маршрутчики-одиночки, работающие нелегально, уверяют владельцы автотранспортных предприятий. Именно на них нужно сосредоточиться властям. — У нас существуют свои черные списки. Наркоман или водитель, совершивший множество ДТП, устроиться на работу уже не сможет, — продолжает Елена Давыдова.
Почему уходят водители
Много нареканий со стороны автотранспортников вызывают и конкурсные лоты. Перевозчики не понимают, по какому принципу объединены маршруты, и удивлены количеством подвижного состава, прописанного в документе.
— При таком количестве транспорта мы гарантированно получим толпы людей на остановках, — уверен Валерий Байдацкий, руководитель ООО «Транспортная компания «Сибарт». Объединение перевозчиков также потребует значительного времени — более полутора месяцев.
— Мелких предпринимателей заставляют объединяться, т. е. загоняют под крышу к более крупным, — объясняет Олег Байдацкий, юрист, представляющий интересы нескольких перевозчиков. — Ни о какой конкуренции тут речи идти не может. Любое такое «крышевание» является искусственными надбавками. В итоге вырастет конечная цена для пассажиров. Перевозки у нас на сегодняшний день и так нерентабельны. Работать в этой сфере невыгодно. Водители уходят. Этим обосновывается дефицит транспорта на маршрутах.
Большой не пройдет
Создатели новой концепции предлагают заменить автобусы малой вместимости на большегрузные.
— Как у нас будут ходить машины, вмещающие 160 человек, даже представить нельзя, — недоумевают перевозчики. — Улицы-то узкие в центре города. Так как же большие автобусы разгрузят город? Мы все прекрасно видим, что, когда два «Космоса» едут наперегонки или на одной остановке выгружают пассажиров, мимо уже не проехать. Планируется, что некоторые городские маршруты исчезнут вообще. Например, ново-ленинский 60-й маршрут, 45-й (аэропорт — мкр. Первомайский), 50-й (мкр. Топкинский — аэропорт).
— Это означает, что увеличится нагрузка на другие линии, — говорит Олег Байдацкий. — Люди будут вынуждены добираться с пересадками, тратить гораздо больше времени, чтобы добраться от одного пункта до другого.
Представители компании, занимающиеся коммерческими перевозками, намерены обжаловать условия организации и проведения конкурса и планируют обратиться в антимонопольную службу, прокуратуру и к президенту.
Комментарий
Мы отправили запрос в администрацию города Иркутска относительно развития общественного транспорта в городе и буквально на днях получили такие разъяснения.
— После того как перевозчики обратились в Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области, в адрес городской администрации было направлено письмо с предписанием отменить конкурс, — сообщили в пресс-службе мэрии. — Мы выполнили эти требование. В дальнейшем условия конкурса будут прорабатываться более детально. Права предпринимателей, занимающихся коммерческими пассажирскими перевозками, ущемлены не будут.
Ксения Рютина, «СМ Номер один»