Напомним, по итогам совещания в марте текущего года под руководством председателя правительства РФ Дмитрия Медведева было гарантировано выделение 25 млрд рублей для субсидирования "инфраструктурных" платежей перевозчиков на 15-летнюю перспективу. Также даны рекомендации регионам об использовании поступлений от налога на имущество в отношении железнодорожной инфраструктуры для финансирования пригородных перевозок.
В более полном формате принципы транспортного обслуживания закреплены в "Концепции развития пригородных перевозок", которая утверждена Правительством в мае текущего года. Июльским поручением президента России Владимира Владимировича Путина предусмотрено финансовое оздоровление пригородного комплекса. Перевозчиками направлены в регионы проекты соглашений о реструктуризации на десятилетний период накопленной многомиллиардной задолженности (31,6 миллиарда рублей).
В настоящий момент пригородными компаниями подписано 11 соглашений с 7 регионами. В том числе соглашения подписаны с Волгоградской, Кировской, Нижегородской, Тамбовской, Курганской областями и республиками Башкортостан, Мордовия.
На заседании правления ОАО "РЖД", где обсуждались итоги года, вице-президент компании Михаил Акулов рассказал, что в текущем году обеспечили положительный финансовый результат 11 пригородных пассажирских компаний (2 компании без потребности в субсидиях - "ЦППК и "МТ ППК" и еще 9 перевозчиков с учетом субсидий – "СЗ ППК", "Омск-пригород", "Алтай – пригород", "ПК Сахалин", "Краспригород", "Волгоградтранспригород", "Самарская ППК", "Волго – Вятская ППК", "Кубань-Экспресс-пригород).
- Только четырем из них (Сахалинской, Московско-Тверской, Центральной, Алтайской) в целом удалось обеспечить увеличение транспортного предложения и рост объемов перевозок. Еще семь компаний также финансово преуспеют. Но часть пассажиров в результате сопряжения параметров "размеры движения" и "выделенные субсидии" так и "осталась на платформе", - подчеркнул вице-президент. - В последнее время получила распространение практика установления тарифов для населения на уровне экономически обоснованных затрат. Как результат – обвал пассажиропотока и кратное сокращение вагоно-километровой работы в этих регионах.
По словам президента ОАО "РЖД" Владимира Якунина, сегодня назрела необходимость изменения модели пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом.
- Мы должны исходить из того, что пригородные перевозки это не "надоедливая муха" для губернаторов, для правительства и железнодорожников, а это реальный бизнес, направленный на социальное обслуживание населения, - говорит Владимир Якунин. - В свое время мы говорили, что у нас должен быть контракт по сетевым перевозкам, мы говорили, что у нас должен быть договор на перевозку пассажиров. Тоже самое нужно сделать и в области пригорода.
Министр транспорта РФ Максим Соколов также отметил, что тема пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в РФ была одной из самых основных в рамках правительственного часа в Министерстве транспорта и в Госдуме. По его словам, 25 млрд рублей все равно недостаточно, чтобы не то что кардинально изменить, но даже наладить пригородное сообщение.
- Нам надо в 1 полугодии 2015 года открыто на экспертном уровне обсудив этот вопрос на всех площадках, предложить кардинальные решения. Без этого пригород умрет и станет "якорем" в плохом смысле слова для всей транспортной отрасли нашей страны, - заявил министр.
По словам заместителя председателя правительства России Аркадия Дворковича, еще много предстоит сделать, чтобы процесс взаимодействия с регионами в сфере пригородных пассажирских перевозок шел гладко.