Регата «Парусное лето» традиционно открывает сезон для яхтсменов - не только в Иркутске, но и по всей стране. Эти соревнования проводятся в рамках всероссийского спортивного праздника «Паруса России», приуроченного ко Дню России - то есть регаты проходят во всех городах России, где развивается парусный спорт и, конечно же, где есть подходящие для этого водоемы.
И хотя у нас есть великолепный водоем - озеро Байкал, но регаты на его акватории будут проходить позже, когда яхтсмены приведут в порядок свои суда. А пока что - милости просим на иркутское водохранилище. Иногда яхты стартуют от плотины в открытое море, а иногда - наоборот. Все зависит от погодных условий: старт всегда дается против ветра. Это правило существует прежде всего в интересах безопасности: чтобы яхтам не сталкиваться и не мешать друг другу во время старта, когда все, выстроившись в районе стартовой линии, ждут сигнала.
Сигнал дает главный судья соревнований - Олег Федоров, он же главный судья федерации парусного спорта Иркутской области. Благодаря ему нам удалось посмотреть второй день соревнований не с плотины, как другим, а с самого «сердца» регаты: с судейского судна. Олег даже обратился к помощи журналистов, чтобы давать старт и принимать финиш - поднимать флаги. В пятницу в 18.00 прошла гонка номер один. Сейчас, в субботу утром, начинается вторая.
Сначала уходят «малыши» - небольшие яхты, для них старт дается ровно в 10 часов. А спустя пять минут с места трогаются большие суда. Впрочем, на месте они и не стоят - барражируют в районе старта. Удачно выбрать позицию - тоже залог успеха. В качестве знаков, которые надо обогнуть - огромные гимнастические мячи, Олег Федоров рассказывает, что каждый сезон их приходится покупать заново - на солнце они приходят в негодность.
Слегка разобравшись, участники уходят вперед. Вне конкуренции, конечно же, «Эмиссия» - это специальное спортивное судно, в Иркутске ни одна яхта не сравнится с ним по быстроходности. Но и гораздо менее «навороченные» лодки могут хорошо идти - благодаря мастерству экипажа. Например, яхта «Браво» - их работой с парусами мы просто залюбовались!
- У них экипаж очень дружный и очень слаженно работает! - говорит Олег Федоров. Первой на знак заходит «Эмиссия» - а кто-то еще бесконечно далеко. Вот огромная двухмачтовая яхта «Эврика» еле ползет - ветра почти нет, а в такую погоду преимущество у «малышей»: они ловко используют ветер, а большим тяжело. Но не стоит огорчаться - каждый соревнуется в своей группе, и победителей будут выбирать среди равных. Для распределения мест считается общее время прохождения всех гонок, у кого оно меньше - тот и впереди. Из-за слабого ветра гонку все же сократили.
На нее мы не попали - а вот на следующий день нам предстоял настоящий экстрим: капитан яхты «Фридом» Владимир Пятаков любезно согласился взять нас для репортажа. Находиться среди участников - это совсем не то, что, загорая, наблюдать с судейского судна. Пятаков - капитан жесткий и авторитарный, а иначе нельзя!
- Так, вот ваше место - не вставать! Если я скажу - пересядете! Саша, закрой вот эту штуку, а то потеряем девчонок! - Владимир показывает на корму, где открыт вход. Самих яхтсменов близость воды нисколько не пугает - вот один из них на полном ходу, спустившись вниз, как ни в чем не бывало моет посуду.
Сначала ветерок еще гуляет по иркутскому морю да подгоняет наш кораблик, но вскоре он стихает совсем. Мы два часа огибали первый знак, а до плотины, куда надо сходить и вернуться, почти в два раза больше!
- Федоров, сокращай гонку! - безуспешно взывают участники, но главный судья считает, что соревноваться нужно уметь в любую погоду. Вот эта погода для яхтсменов - плохая: тепло, солнышко, ни ветерка. Самое время загорать. Кто-то так и делает - пока паруса беспомощно висят. Мы идем вдоль берега - там есть хоть какое-то движение. Но там же кроется и опасность: наша большая яхта «Фридом» ничего не может поделать, когда ее несет на мель. Признаться, в этот момент мы подумали, что с этой гонки мы выбываем. Но обошлось: на мель мы не сели, и капитан принимает решение: продолжать.
А если бы сели? Вообще-то запуск двигателя во время соревнований строжайше запрещен, его заклинивают сразу, еще до старта. Но что делать, если ситуация становится аварийной? И тут все решает мудрость и понимание судьи. Например, в субботу одна яхта использовала двигатель, чтобы сняться с мели. Но, как говорит судья Олег Федоров, яхта преимущества в результате этого не получила, они вернулись на место и вперед с помощью мотора не продвинулись. И сразу же доложили о происшествии судейской комиссии.
Когда мы идем к плотине, ветерок, словно смилостивившись, все же начинает дуть. Вот задуло так хорошо, что яхта сильно накренилась. В такие моменты капитан командует:
- Ноги за борт! - это значит, что свободные члены экипажа садятся на противоположный борт и создают равновесие. Но сейчас все заняты парусами. Нам уже слегка страшно: кажется, что неплохо бы пересесть, спросить об этом капитана мы не решаемся - уж очень он грозен. Впрочем, Пятаков тут же командует:
- Девочки, на тот борт!
И вскоре крен выправляется. Мы легко огибаем знак - а вот в районе Якоби знака нет, ночью под покровом темноты его украли какие-то любители фитнеса. Вместо него - судейское судно, на котором Олег Федоров быстро дошел до плотины, изобразил знак и сейчас спешит на своем место - принимать финиш. Вот такая изобретательность!
Четвертая гонка завершается без неожиданностей - разве что шла она долго, и старт пятой пришлось перенести на час - ее запустят в 15.00. Все опасаются, что и во время пятой море будет таким же «кислым»: так говорят, когда ветра нет - «все скисло!» Только к вечеру обещали грозу. Но синоптики немного ошиблись: уж днем задуло, да так сильно, что «Эмиссия» не успела убрать спинакер - это большой красивый парус, который ставится при попутном ветре и который так эффектно выглядит на фотографиях. Вот этой красоты и лишилась наша лучшая гоночная яхта - его порвало при шквальных порывах. Однако «Эмиссия» дошла все же первой и без спинакера - во всех пяти гонках они показали лучшее время.
Других происшествий не было - никто ни с кем не столкнулся. И вообще неожиданных результатов не было, говорит главный судья. Разве что стоит отметить, как боролись за победу в классе полутонников «Ласточка» и «Браво»: по первым трем гонкам у них был совершенно одинаковый результат, в четвертой гонке выиграла яхта «Браво», в пятой - «Ласточка». И как быть? В таких случаях победу отдают тому, кто выиграл заключительную гонку - это «Ласточка».