Автоторговля в Иркутске

Столица Восточной Сибири" имеет огромный авторынок, цены там чуть выше наших, а расположен город декабристов и одностороннего движения в зоне досягаемости. Ваш автор изучала особенности продаж автомобилей на "балке" в предместье Рабочем в течение недели и спешит поделиться впечатлениями с читателями "Номер один".

Надо продать

Если вы решили расстаться с любимым драндулетом/лимузином и считаете, что его следующий владелец обитает не в 03-м регионе, вы имеете право так думать. О да, рынок Иркутска выглядит отсюда, за 440 км, привлекательным, недаром многие перекупщики с Приречки гоняют машины на выходные туда: там и цены чуть повыше, народа побольше, объемы в разы крупнее и вообще этот город не чета нашему захолустью. Там жизнь, там движение, там все. Казалось бы...

Однако надо заметить, что там рынок другой. Нет смысла гнать в Иркутск дешевую машину, как хорошую, но уже старую модель, так и простенький "овощевоз". Там покупатели, что бросалось в глаза, интересуются преимущественно автомобилями в районе 300—400 тысяч (пример: стоял на рынке пробежный Honda Stream с плохо отремонтированным шумным двигателем, и был куплен еще в обед субботы; цена на машину была около 300 тысяч). Мимо малолитражек народ вообще ходит, гордо отвернув гляделки в сторону тачек покрупнее. Собственно, по городу гоняет не столько маленьких машинок, как у нас,— в Иркутске "Мерседесов" и то, однако, побольше будет!

Но экзотику там тоже не больно-то жалуют: по рынку грустно порожняка гоняла гигантская, с "ЗиЛ-130", Toyota Tundra, совсем свежий американский пикап. На ней слово "продаю" было выведено полуметровым шрифтом и даже краской, не то что маркером. Не западал народ и на бандитский "шестисотый", легенду 90-х, зато молодняк охотно кучковался вокруг "ВАЗ-2109", щеголявшей хромированным литьем на 15, непременными наклейками Street Racing и прочими элементами колхоз-тюнинга. Что забавно, с рынка мигом ушла с новыми хозяевами неоклассическая японская модель Toyota Corona в кузове "бочка". Битая, крашеная, с посторонними звуками в движке, она сразу после покатушек была продана за 135000 руб. После "Стрима" и этой "бочки" мы с напарником хором ужаснулись: "Какое г...но берут люди!" Не меньше иркутяне любят популярные и у нас Corona Premio, их чуть не останавливают на подъездах к барахолке.

Кстати, прогулявшись по рядам и пообщавшись с перегонщиками, узнала: есть такая парадоксальная тенденция. "Представляете, — рассказали они, — стоят рядом две машины. Одна — вся в порядке, свеженькая, хорошая. Вторая — корявая, кузов плохо сделанный, с дефектами движка или коробки. Цена одна. И что думаете? Придут люди, и ведь купят-то корявую!" Да уж. Несложно поверить: через три машины от проданного "Стрима" стоял другой — за те же деньги, но с идеальным двигателем!

Надо сказать, что иркутский рынок отличается от нашего еще и тем, что на Приречке оживление в выходные не такое разительное. В Рабочем в субботу-воскресенье приезжает столько машин, что все прилегающие улицы в радиусе километра становятся продолжением рынка! На Приречке машин становится в выходные больше, грубо говоря, в три раза, а тут — десятикратно! В будни — полная тишина.

"Стервятники"

Отдельную сагу можно поведать об иркутских перекупщиках. Это такие люди, которые не хотят работать и покупают у граждан их машины, чтобы затем их продавать дороже. Профессиональные спекулянты. И если наши приречковские предлагали мне, как автовладельцу, примерно на 20% меньше от стоимости моей тачки, то иркутские — на все 30—50. У иркутских гораздо сильнее все развито: они и публикуют завлекательные объявления в местных газетах ("Куплю автомобиль при срочной продаже, расчет сразу"), и фирмы открывают по скупке машин. Стоят эти заведения вокруг рынка — ограда, внутри автомобили томятся, и вывеска гласит: "Покупка и продажа автомобилей". Но все это фигня, не ведитесь, дорогие друзья. Там вам денег дадут так мало, что будете локти кусать.

А еще перекупы сами подойдут к вашей машине, нужно лишь подъехать к рынку и подождать минут 10—20. Вальяжные, на боку или в руке сумочка с деньгами и документами от машин. Одеты в стиле "мне так удобно" (чаще всего спортивные штаны и куртка, все в темных тонах). Так что узнать перекупа легко. А главная примета: на загорелом лице заранее неприятное склочное выражение, взгляд оценивающий. Сколько перекупщиков пасется на рынке, сказать сложно (сотня? две?). Наши, с Приречки, просто добряки и очаровашки в сравнении с этими, они сразу стайкой подбегают к любой подъезжающей к барахолке машине, а иркутские подбредают лениво и далеко не сразу. Зато потом "шакалы" Рабочего будут интересоваться ценой стабильно каждые 15 минут, хоть монтировкой отмахивайся. Будут предлагать 2/3 от цены машины или обмен с вашей доплатой (на какое-нибудь г...но). Мне, например, за прекрасную "Хондочку" предлагали "ВАЗ-2115", если я доплачу 50 тыс. руб., или грустный Subaru Legacy 94 г.в. с пятнами ржавчины "ключ в ключ".

О том, какие умотанные тачки они умудряются обменять на нормальные, содрав при этом доплату с облапошенного автовладельца, рассказывал один из мастеров этого дела. После хорошего удачного "кидка" его автор даже не появляется на барахолке какое-то время: убьют ведь! А вообще Рабочее большое, есть где разгуляться — на компактной же Приречке каждый перекуп на виду.

Хочу купить

И, несмотря на то, что перекупы предлагают невыгодную схему, большая часть машин на балке стоит именно их. Остерегайтесь приобретать машину у товарища с сумочкой и волчьим взором. Надерет — не поморщится. Это профессия у них такая, и они ею владеют отменно.

Мой напарник, большой спец в машинах, сказал, что из продающихся тачек битых, плохо сделанных или с неважным движком — подавляющее большинство. А пробежные машинки, они почти все полуживые, я об этом уже писала... Поэтому покупать тачку надо с экспертом. У эксперта должно быть еще и хорошее здоровье: чтобы приобрести ласточку в Рабочем, ходить придется долго и много. Если вы прибыли на выходные, в один день все обойти нереально. Более дорогие машины стоят внутри рынка, за забором, где платный въезд, а "шушлайки" попроще тусуются в основном на улице. Внутри рынка — лишь малая часть ассортимента, так что настройтесь на серьезный поиск.

Запастись надо терпением и местной сим-картой (звонки с У-УСС сжирают до полтинника в день, причем даже когда ты никого не набираешь). Ассортимент просто обалденный, здесь есть такие машины, которых в столице РБ вообще не видали. "Европеек" полно, "японки" есть диковинные, а грузовиков и всякой спецтехники — отдельный рыночек. Забавно, когда пригоняет сюда машину наш земляк и продает ее такому же улан-удэнцу! Такие случаи были.

Кстати, барахолка в Рабочем работает с утра и до 16 часов (Приречка — до 17). После на территорию вас не пустят. А те, кто стоял на улице, начинают разъезжаться уже в три часа.

И еще важная вещь. Поскольку с 1 августа справку-счет отменили, оформление сделки осуществляется заключением договора купли-продажи. Эта сделка не требует никакого дополнительного вмешательства. Ее не надо заверять, но хитрые выписыватели справок-счетов нашли себе кормушку. Они готовы заверить сделку между двумя самостоятельными и дееспособными гражданами, не нуждающимися в третьей стороне, за плату в 1—2 и более тысяч рублей! Зачем выбрасывать деньги — достаточно просто подписать по экземпляру документа продавцом и покупателем!

Главное, чтобы номера кузова и двигателя машины, а также серия ПТС были указаны без ошибок. Данные автомобиля интересуют гаишников больше, чем даже фамилия продавца, их они охотно полезут сверять под капотом. Тем более, из Иркутска в Уланушку ведет путь через Сотниковский пост, самый въедливый в регионе. Проехать через него на транзитах нереально: остановят в 99 случаях из 100! За "прокисшие" транзиты штраф 100 рублей. Кстати, иркутские "гайцы" транзитников стопорят редко: их бесит, когда на машине вообще никаких номеров не видно и когда она начерно затонирована. Имейте в виду, если решите продавать- покупать тачку там. И вообще — семь раз отмерьте, прежде чем резать: хлопотное это дело и затратное — заниматься автоторговлей на чужбине.

Ольга Кокорина

<p style='padding-right:18px;' align=right><a target=_blank href='http://www.pressa.irk.ru/number1/2009/37/019001.html'>для "Номер один"</a></p>



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ