Предвыборный сезон завершился и все договорённости между Правительством страны и нефтяными компаниями по поводу сдерживания роста цен на нефтепродукты больше не имеют силы. Уже сегодня в ряде регионов цены на бензин за 1,5 месяца выросли на 3-5%, а по итогам года рост может превысить 15-17% при полном попустительстве властей и антимонопольной службы.
Экономист Владислав Жуковский считает, что российские сырьевые монополисты, постараются компенсировать упущенные прибыли и загонят цены до 33-34 рублей за литр АИ-95 к концу года. Закономерным итогом 15-17% роста цен на бензин и ГСМ, вкупе с намеченной с 1 июля приватизацией бюджетной сферы и роста платности базовых услуг, станет ускорение темпов роста официальной инфляции с нынешних 3,7% до 6,5-7%, а так называемой «социальной инфляции» для 50% малообеспеченных слоёв населения до 16-18%.
Самое удивительное состоит в том, что уже сейчас опережающими темпами растут цены на низкокачественный бензин, которым заправляются 50% населения России, чьи доходы не превышаю 15 тыс. рублей и которых Институт Социологи РАН относит к бедным слоям населения. Так, цены на бензин марок А-76 и АИ-80 подскочили на 13,8% в январе-феврале 2012 этого года. За тот же период цены на АИ-92 выросли на 9,9%, а на высокооктановый АИ-95, которым заправляются 20% наиболее состоятельной части населения, подросли лишь на 9,7%.
На самом деле складывается парадоксальная ситуация. Россия является крупнейшей нефтедобывающей страной и нетто-экспортёром нефти, а цены на бензин, газ и в целом на ГСМ уже сравнялись с уровнем США и ряда европейских стран. Напомним, эти страны, в основном, импортируют нефть и продукты ее переработки. При этом никто не говорит, что уровень жизни 70% населения России в 7-10 раз ниже уровня жизни рядовых граждан США и ЕС: если в России на среднюю заработную плату можно купить 670 литров бензина, то в Германии более 4 тонн, а в США 4,5 тонны.
Безусловно, порядка 60% в цене бензина приходится на НДПИ, акцизы, НДС и прочие налоги государства, что автоматически повышает цену на топливо. Однако основная проблема российского рынка нефтепереработки заключается в крайне высокой степени его монополизированности, когда на долю 2-3 сырьевых монополистов приходится до 90% производства бензина и ГСМ в большинстве регионов России.
Именно поэтому, при оптовой цене НПЗ на бензин в 15,6 рублей за литр, на автозаправках он стоит более 29,5 по официальной статистике, а в действительности поднимается до 31-32 рублей. При этом, если розничные цены на заправках выросли более чем на 10,7%, то отпускные цены крупных НПЗ в феврале 2012 в годовом выражении увеличились лишь на 2,5%, что косвенно свидетельствует о ценовом сговоре монополистов. Только в России разрыв между оптовой и розничной ценой на бензин превышает 1,9 раз, тогда как в экономически развитых странах наценка на топливо в АЗС не превышает 25-30%, а рентабельность бизнеса не поднимается выше 5-7%.
Специалисты отмечают, что масштабы внутрикорпоративного воровства в крупных сырьевых и инфраструктурных монополиях на подрядных работах, закупках и завышенных сметах инвестиционных проектов, зашкаливают за 15-20% валовой выручки и превышают 2,5-3 трлн. рублей (4,5% ВВП). Если избавится только от этой проблемы, можно было бы смело снизить цены на бензин на 15-20%, а тарифы естественных монополий заморозить на 3-5 лет, считает Владислав Жуковский.
"Байкал24"
по материалам