Татьяна Гавриловна, подведите, пожалуйста, предварительные итоги 2009 года. В каких отраслях экономики республики наиболее остро отразился экономический кризис? Можно ли говорить сегодня об оживлении экономики?
- В целом можно утверждать: экономические итоги 2009 г. не внушают пессимизма, свойственного некоторым экономистам-аналитикам еще год назад. Для экономики республики год был непростым и ответственным.
Президентом Республики Бурятия В.В.Наговицыным перед нашим министерством была поставлена задача: обеспечить сохранение и развитие предприятий экономики республики, которая является базой для формирования доходной части бюджета, стабилизировать ситуацию на рынке труда, поддержать самый уязвимый сектор экономики - малый бизнес, обеспечить наполнение потребительского рынка товарами и услугами местного производства.
За прошедший год система управления экономикой республики пополнилась пакетом антикризисных мер совместно разработанными и реализованными Правительством республики, Народным Хуралом и муниципальными образованиями. Не остались в стороне и предложения общественных организаций, предпринимателей, жителей республики, которые мы учитывали при разработке законов и нормативных правовых актов.
Федеральная «подушка безопасности» - финансовый резерв страны и пакет антикризисных мер Правительства России и Сибирского федерального округа помогли в совокупности с действиями всех ветвей власти пережить республике непростые времена 2009 года.
В частности, был подготовлен и принят пакет законов, направленных на стабилизацию экономики и обеспечивающих предоставление предприятиям разных форм государственной поддержки, реализации мер по стабилизации положения на рынке труда и в сфере малого бизнеса, социальной защиты населения.
Кризис обострил для всех предприятий республики две насущные проблемы - падение спроса и нехватка денег. Малый бизнес — не исключение. С одной стороны, заметно сжались рынки сбыта в промышленном секторе и секторе услуг для крупных предприятий республики.
Больше всех пострадали деревообработка, производство строительных материалов и жилищное строительство, операции с недвижимым имуществом.
Сократилось производство пиломатериалов, кирпича, цемента и других строительных материалов. За 10 месяцев спад в деревообрабатывающей промышленности составил 10%, в производстве строительных материалов — 34%, а в жилищном строительстве — 11%.
Тем не менее, в октябре в республике наблюдался рост жилищного строительства -129,6%. В целом строительная отрасль республики по итогам 10 месяцев в приросте на 5,5% , и как мы считаем, эта динамика сохранится до конца года.
Однако выйти на положительную динамику в 2009 г. отрасль не сможет, слишком резкие колебания наблюдались на строительном рынке, население не смогло получить ипотечное кредитование. По оценке нашего министерства объемы жилищного строительства будут снижены на 5-6%.
Отрицательная динамика сложилась в производстве строительных металлических конструкций, производстве электрооборудования, золотодобыче и электроэнергетике. В октябре ситуация для этих секторов экономики изменилась — появился спрос на продукцию и услуги.
Были случаи ликвидации предприятий, но это явление не носило массового характера и вполне соотносится со статистикой прошлых лет. Ведь предприятия закрываются не только из-за банкротства, но в тех случаях, когда перепрофилируют свою деятельность исходя из запросов рынка. На особом контроле у правительства - преднамеренное банкротство и предприятия, имеющие просроченную кредиторскую задолженность.
В торговой отрасли проблемы возникли у тех, кто занимался поставками непродовольственных товаров и предметами роскоши-премиум класса, торговлей автомобилями. Пострадали предприятия рынка бытовых услуг. Из-за экономии денег жители республики меньше стали пользоваться услугами парикмахерских, косметических салонов, ресторанов и кафе.
Практически стабильной оставалась ситуация по производству продукции сельского хозяйства, незначительное падение наблюдалось только в 1 квартале (-0.5%), за 10 месяцев индекс производства достиг 110.6%.
Предприятия экономики республики обеспечили доходы в бюджет республики. Консолидированный бюджет Республики Бурятия за 9 месяцев исполнен на 101.8%. Наибольшую долю налогов республика получила от налогов на доходы физических лиц, на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, налога на прибыль.
Координация совместных действий Правительства республики, Народного Хурала, органов местного самоуправления и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия позволили не допустить кризиса неплатежей. Реальные доходы бюджета и средства федеральных целевых программ позволили обеспечить введение в действие 29 социальных объектов: школ, больниц, объектов инженерной инфраструктуры, детских садов, мосты и дороги. В полной мере обеспечить весь обязательный социальный набор льгот, пособий и социальных выплат.
О начале изменений в сторону положительной динамики на спрос продукции предприятий республики свидетельствуют данные динамики грузооборота транспорта, который вырос с 79% в I квартале до 113% в III квартале.
Если говорить в целом о промышленности республики, то сегодня она на 5,6% в минусе к прошлогоднему уровню. Однако, начиная с сентября-октября, отмечается положительная динамика в росте промышленности по сравнению с предыдущими месяцами.
- То есть последняя статистика подтверждает, что падение приостановилось по всем основным показателям?
Действительно падение приостановилось, причем точкой отсчета изменения ситуации в экономике можно считать сентябрь- октябрь 2009 г. Так, в октябре прирост по сравнению с сентябрем составил 6,7%. При условии сохранения этой динамики по итогам года индекс промышленного производства составит 96% (в РФ — 88,6%).
Удалось сдержать в республике инфляцию, она сегодня из самых низких среди регионов России (по итогам 9 месяцев — 5 место). В этом несомненная заслуга наших предпринимателей, которые поддержали инициативу Президента республики В.В.Наговицына и открыли практически во всех районах и городах республики «социальные магазины». Министерство экономики и Республиканская служба потребительского рынка выражает благодарность всем, кто принял участие в реализации нашего проекта.
На фоне относительно умеренной инфляции росли реальные располагаемые денежные доходы населения, хотя сохранилась значительная дифференциация в заработной плате в разных сферах экономики. Например, в сельском хозяйстве она на 47% ниже, чем среднереспубликанская (15640 руб. за 9 мес.). В здравоохранении и в сфере предоставления социальных услуг была ниже, чем в обрабатывающих производствах на 22.5%, работников образования — на 32.9%.
- Какой прогноз на 2010?
Экономика республики выдержала испытания 2009 года. По прогнозу Министерства экономики 2010 год не обещает никаких послаблений, ситуация будет сложнее, чем в уходящем году. Экономику нужно не только удержать, но и поднять на новый уровень. Сейчас мы среагировали на вызов и оптимизировали расходную часть бюджета. В наступающем году вынуждены жестко экономить.
Для вывода экономики на благоприятный период 2007- 2008 гг., необходимо те «минусы», которые мы имели в экономике 2009 года, перекрыть поступательными и опережающими темпами развития в 2010. К сожалению, выполнить задачу за один год не удастся, но и растягивать во времени мы не имеем права.
Для перехода на новый уровень — повышения конкурентоспособности продукции и производительности труда необходимы значительные вложения в модернизацию производства. В 2009 году предприятия республики вкладывали незначительные собственные средства в развитие и модернизацию производства. Амортизация предприятий составила всего 1.3%, кредиты банков- 7.4%, прибыль, остающаяся в распоряжение организаций — 21.2% от всех источников финансирования. Это и понятно, решались первоочередные проблемы — сбыт продукции, пополнение оборотных средств, сохранение рабочих мест и своевременная выплата заработной платы и налогов.
С другой стороны сдерживает развитие производства фактор удорожания денежных ресурсов. Существенно ухудшились условия получения кредитов - банки фактически свернули деятельность по кредитованию реального сектора экономики. Все это сказалось на развитии производства. Сейчас ситуация по кредитным ставкам пока медленно, но меняется.
Предприятиям республики придется принимать определенные меры для стабилизации своего положения. Пересмотреть статьи расходов, оптимизировать затраты. Изменить схему и сроки расчетов с поставщиками и покупателями.
- Какие меры господдержки существуют в республике?
Правительством республики совместно с Народным Хуралом принят пакет законов по поддержке реального сектора экономики, малого и среднего бизнеса. Поддерживать будем тех, кто взял курс на модернизацию и развитие, кто не прячет «серую заработную плату» и по закону выплачивает государству налоги. Среди мер: госгарантии, налоговые льготы, субсидирование процентной ставки по кредитам, софинансирование мероприятий в реализации инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства, содействие крупным предприятиям республики в привлечении крупных государственных заказов. Все виды господдержки для предприятий в республике находятся в открытом доступе. Решение о господдержке принимается коллегиально, на координационном совете по инвестиционной деятельности при Президенте Республики Бурятия, который возглавляет зам.председателя Правительства республики А.Е.Чепик.
Те, кто хочет и соответствует заданным параметрам, спокойно получили и могут получить господдержку.
Перед министерством поставлена задача по развитию инфраструктуры крупного бизнеса. Мы надеемся на совместное сотрудничество с СПП и ТПП республики по разработке проектов по созданию центров, выводящие предприятия на межрегиональные и международные рынки, центра субконтрактации, помогающий предприятиям в поиске технических и инновационных решений, с привлечением малого и среднего бизнеса, науки.
- Татьяна Гавриловна, какую роль вы отводите малому и среднему бизнесу?
Я уже отмечала, что в 2009 году самый большой налог в бюджете -это налог на доходы физических лиц. Поэтому меры, предпринятые правительством республики для сохранения рабочих мест и уровня заработной платы - это забота не только о социальной, но и бюджетной стабильности.
Что касается поступлений налогов от сектора среднего и малого бизнеса, то в ближайшей перспективе он не станет основой пополнения бюджета. Сектор малого и среднего бизнеса будет развиваться на территориях, где нет мощной индустриальной базы. Это в основном наши сельские территории.
Я придерживаюсь мнения, что малый и средний бизнес для нас — это решение проблемы занятости, надежда на развитие инновационных технологий. Надо менять представление о бизнесе как о чем-то, связанном только с торговлей или услугами. Основная задача министерства и Республиканского агентства по развитию промышленности и предпринимательства, сделать малый и средний бизнес как важнейший элемент технологических цепочек и производственных циклов для крупного бизнеса.
А еще малый бизнес позволяет формировать в людях самостоятельность, ответственность, чувство собственника, а у нас, пока это массово не привилось.
В текущем году правительство республики наполнило республиканскую целевую программу для оказания господдержки малого и среднего бизнеса до 300 млн.руб. Создана филиальная сеть фондов поддержки малого бизнеса в 14 районах республики. Активизировалась работа республиканского Фонда поддержки предпринимательства, учрежденный нашим министерством.
В 2010 году также заложены значительные бюджетные средства на поддержку малого бизнеса. Будут проходить конкурсы проектов для начинающих предпринимателей, получит дальнейшее развитие гарантийный фонд, софинансирование мероприятий муниципальных программ, поддержка молодежного предпринимательства, развитие инфраструктуры малого и среднего бизнеса. В республике приняты законы о снижении размера налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения «доходы-расходы» и о применении патента в деятельности индивидуальных предпринимателей. Будет оказана существенная поддержка для тех, кто создает малое предприятие.
Мы предлагаем предпринимателям подключиться к развитию филиальной системы своих предприятий. Это означает, что предприниматель с опытом работы вовлекает в свою деятельность труд индивидуальных предпринимателей, инвалидов, людей которые хотят работать, но природа их не наградила предпринимательской хваткой. При этом организуют полную технологическую цепочку своего производства, обеспечивают заказами тех индивидуальных предпринимателей, кто вошел в его сеть. К примеру, женщины могут создать сеть ателье по пошиву одежды, создать семейные дошкольные группы, городские предприниматели развить сеть бытовых услуг на селе. Примеров много, с удовольствием ждем предложений.
К сожалению, проблем у малого бизнеса пока достаточно. Прежде всего- проблема реализации продукции и услуг в условиях падения потребительского спроса. Мешает некоторым предпринимателям отсутствие опыта и отработанного механизма управления этим процессом. А также слабая информированность предпринимателей и, в определенном смысле, иллюзорно-патерналистские настроения — уж если обещаете дать господдержку, принесите на блюдечке. Для помощи предпринимателям в 2010 году планируем с Республиканским агентством по развитию промышленности и предпринимательства открыть «скорую юридическую помощь», продолжит развитие сеть информационно-методологических центров (ИМЦ) в районах республики для оказания консалтинговых услуг. Наконец, ждем активных действий и помощи со стороны Молодежной палаты Народного Хурала.
- Если пойти по торговым центрам визуально видно падение в розничной торговле. Есть падение услуг, в частности в страховании. Вызовет ли это цепную реакцию затронув и производство?
Кризис внес коррективы в деятельность торговых сетей из-за потребительского спроса на дорогие продовольственные и непродовольственные товары. Наша торговля быстро изменила ассортимент товаров. Если вы раньше могли увидеть на прилавках магазинов, например, более сотни сортов чая, то сегодня ассортимент сокращен до минимума.
В 2008 году население без особых проблем получали кредиты на приобретение товаров, в 2009 году ситуация изменилась. Как считают специалисты министерства, сокращение объемов продаж в розничной торговле обусловлено снижением денежной массы в республике, т.е. получения потребительских кредитов.
Так как, другие основные источники поступления денег в республику остались либо без изменений, либо увеличились — бюджетная сфера ничего не потеряла, внешнеторговый оборот Республики Бурятия вырос на 8,9%, в целом выплаты от предприятий, входящих в российские холдинги также не снизились, республика получила более полумиллиарда рублей на сохранение и создание рабочих мест. А вот кредиты населению уменьшились на 6 млрд. руб.
При этом органами статистики проводился опрос торговых фирм и 67% респондентов оценили ситуацию как удовлетворительную, а 15% как благоприятную. Что касается последствий для республики, то здесь есть два момента.
Первый — снижение кредитования никак не отразилось на рынке торговли пищевыми продуктами, прирост по нему составил 5,3 млрд. руб. или 2% при 10% инфляции. А вот по рынку непродовольственных товаров снижение составило 7%, по платным услугам — 4%. Следует отметить, подавляющая часть местных товаропроизводителей работают на рынке продовольственных товаров, и на них сужение потребительского спроса практически не отразилось. Выросло не только потребление продовольственных товаров, но и их производство. Индекс производства продукции сельского хозяйства составил 111,7 процента, перерабатывающей промышленности — 102%.
Нужно сказать, что сектор платных услуг и торговля непродовольственными товарами за предшествующие годы приросли по 10-12%. Но тут есть два отличия. По бытовым услугам за этот год мы увидели рост на 138%. Косвенно эти цифры подтверждаются положительной демографической динамикой предпринимательства в республике - число малых предприятий увеличилось на 897 единиц, а количество индивидуальных предпринимателей — на 1227 человек. В торговле непродовольственными товарами, где доля республиканских производителей мала, 40% потерял сектор торговли компьютерной техникой, 20% - холодильниками, морозильниками. Сужение потребительского спроса здесь окажет влияние на экономику опосредованно, не напрямую.
Второй момент. Размер выданных ипотечных кредитов снизился на 86%, или на 2,3 млрд. руб., что составляет примерно половину от стоимости вводимого жилого фонда. Нет спроса, нет гарантий реализации построенного жилья — строителям пришлось пересматривать планы по началу новых строек, вводить бонусные программы по реализации вводимого жилья. Сейчас уже наметился тренд снижения ставок по ипотечным кредитам, государство также формирует свой спрос на жилье, принимаются дополнительные меры по стимулированию ипотеки. Мы рассчитываем, что постепенно ситуация должна значительно улучшится.
Для финансового сектора — банков, страховых компаний — этот год был наиболее сложным. В 2010 году будет улучшение работы в этих секторахъ экономики.
- Некоторые российские эксперты прогнозируют рост безработицы к апрелю будущего года.
Ситуация в начале 2009 года на рынке труда была очень напряженная. 86 тысяч человек не имели работу, на сегодня уровень общей безработицы снижен практически в два раза.
Руководители предприятий, которые выстояли под натиском кризиса, активно воспользовались программой по сохранению и созданию рабочих мест. Брали людей, стоящих на учете в центрах занятости населения, для сохранения трудового коллектива - отправляли своих работников на общественные работы и переобучение, у них прошли стажировку молодые специалисты. Правительство республики доплачивало им за трудоустройство. За счет этого им удалось минимизировать затраты предприятия и сохранить его. Однако в ряде случаев мы имели дело с инертностью мышления руководителей. Пример тому, некоторые руководители предприятий неохотно участвовали в реализации мероприятий программы, и вынуждены были для своих работников устанавливать сокращенный рабочий день или отправлять их в отпуска без содержания.
В 2010 году резкого роста безработицы на рынке труда Республики Бурятия мы не прогнозируем. Хотя колебания, очевидны, наибольший пик возможен в марте-апреле. Уровень регистрируемой безработицы не превысит 3%, общей безработицы - 10%.
Республиканское агентство занятости населения продолжит реализацию республиканской программы по сохранению и созданию рабочих мест. Особое внимание к тем, кто открывает собственное дело; молодежи — срок стажировки на предприятиях республики увеличится до 6 месяцев, а наставник будет еще получать доплату; инвалидам — за создание рабочего места будет выделено 30 тыс.рублей; продолжится мероприятия по переподготовке и профобучению, организации общественных работ.
Если не хватает средств на открытие собственного дела, те, кто получил поддержку правительства республики, могут объединить свои средства, и получить дополнительную поддержку со стороны Республиканского агентства по развитию промышленности и предпринимательства.
- Каков уровень инфляции в республике и насколько вырастут цены к концу года?
Как я уже отмечала, уровень инфляции в республике сегодня один из самых низких в Сибири и по России в целом. За 10 месяцев рост потребительских цен составил 7,3% и это 5 место по России.
По нашему прогнозу в 2010 году ожидается снижение инфляции. Это во многом мы связываем с сокращением доходов и населения, и предприятий. На это и повлияет достаточно жесткая политика Центрального Банка по ограничению роста денежной массы в стране. Резкого роста цен на основные продукты питания не произойдет. Во-первых, на мировом рынке все достаточно спокойно, не было крупных неурожаев. В среднем хлеб и молоко подорожают на 1 рубль. Мясо вырастет в цене на 10-12 руб. Медленно, но будут снижаться процентные ставки по потребительским кредитам с 25-22%, ипотеке до 13%.
- Каким ожидается посткризисное развитие, будет ли правительство республики заниматься модернизацией по всем направлениям, как того требует президент РФ?
Что касается посткризисного развития, мы считаем, что базовое правовое поле для него уже сформировано. Был принят закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Бурятия», предусматривающий максимально разрешенный федеральным законодательством перечень форм государственной поддержки инвесторам, закон «О региональных зонах экономического благоприятствования в Республике Бурятия», также предусматривающий ряд льгот для их участников, а также возможность финансового участия республики в создании необходимой инфраструктуры. На повестке стоит вопрос создания института эффективной организации инвестиционной деятельности, с задачей не только активной деятельности по привлечению инвестиций, курированию крупных проектов, но и по обустройству конкретных территорий, начиная с проектно-изыскательских работ вплоть до оформления земельных участков и подведения инженерных сетей.
Мы постепенно будем переориентировать Республиканскую программу поддержки и развития малого предпринимательства в сторону инновационной составляющей. Одно из основных мероприятий - развитие инновационной сетевой инфраструктуры, в которую будут входить несколько взаимосвязанных секторов. Научный сектор будет заниматься изучением потребностей организаций республики, формировать портфель заказов, разрабатывать технологии и осуществлять их трансфер в производство. Производственно-технологический сектор займется коммерциализацией научных исследований, апробацией инновационных технологий, демонстрацией результатов использования технологических инноваций. Сектор обслуживания обеспечит взаимодействие между организациями и учреждениями научного и производственно-технологического секторов, а также будет предоставлять консультационные услуги товаропроизводителям.
Мероприятия поддержки инновационного развития будут включены в федеральную программу поддержки малого и среднего предпринимательства, при этом будут предусмотрено их региональная реализация и соответствующее софинансирование. Мы готовы совместно с предложениями научных организаций и предприятий выйти со своими предложения в Минэкономразвития РФ и рассчитываем получить федеральную поддержку.
- Как известно одной из актуальных проблем являются дороги. Федеральный центр думает над идеей восстановления дорожного фонда, причем в качестве источников поступления денег планирует использовать акциз на бензин и транспортный налог. Как вы относитесь к этой идее, учитывая, что сейчас налог направляется в бюджет региона, и республиканские власти распоряжаются этими средствами?
В своем Послании Федеральному Собранию Д.А. Медведев обозначил в качестве одной из приоритетных задач модернизацию экономики по всем направлениям, включая развитие дорожной инфраструктуры.
Я не против самой идеи закрепления части доходов бюджета за дорожной отраслью через механизм дорожных фондов. Это обеспечит целевую направленность средств, определенных в качестве источников его наполнения, на строительство, ремонт и реконструкцию дорожной сети. Тем более, что Постановлением Правительства РБ от 5 июня т.г. № 225 утверждены нормативы затрат на содержание и ремонт дорог регионального значения, и это требует поэтапного перехода к нормативному финансированию.
И транспортный налог, и акцизы на автомобильный бензин, рассматриваемые на уровне России в качестве возможных источников формирования дорожных фондов, сегодня полностью поступают в регионы, в бюджете Республики Бурятия на 2010 год это порядка 970 млн. рублей. К сожалению, Бюджетным Кодексом Российской Федерации не предусмотрено распределять налоги по целевому их назначению. В целом на дороги в 2010 году планируется направить 1,1 млрд. рублей, из которых 562 млн. рублей — это средства федерального бюджета. Кроме того, позиция министерства — в первую очередь строить и реконструировать те дороги, которые будут иметь экономический эффект.
- В некоторых регионах созданы центры, где услуги предоставляются по принципу «одного окна», что сделано в этом направлении у нас?
Министерство экономики год назад выиграло федеральный конкурс в рамках административной реформы по созданию Многофункционального центра и сегодня реализует этот проект. Многофункциональный центр (МФЦ) — это дом услуг, которые могут получать жители республики без вмешательства чиновников и мучительного хождения по инстанциям по сбору разного рода бумаг. Человек приходит к оператору центра, представляет необходимые документы для оформления, и после назначенного срока, получает необходимый для него документ. Например, получить любую справку, или адресную социальную помощь, или жилищно-коммунальные субсидии, а также оформить право на земельный участок или зарегистрировать приобретение и продажу квартиры и т.д.
Завершается строительство республиканского МФЦ, который размещается в 20 квартале г.Улан-Удэ, его площадь 2000 кв.м. В полную мощь он начнет работать в 2010 году.
В настоящее время осуществляется работа по оказанию государственных и муниципальных услуг во временно предоставленном помещении по ул. Комсомольская, 1а. В настоящее время оказывается 45 наиболее востребованных услуг, в том числе в сфере земельно-имущественных отношений. Количество обращений граждан в этом году составило свыше 45 тысяч.
-Татьяна Гавриловна, ваши пожелания всем читателям нашей газеты.
Желаю всем позитивного настроя на реализацию своих планов, тепла и уюта в доме, внимательного отношения к своим родным, близким и коллегам по работе, любви к жизни. С наступающим, 2010 годом!