В Бурятии в октябре резко сократилась продажа новых автомобилей, по некоторым маркам темпы падения реализации просто обвальные — в два раза по сравнению с пиковыми показателями весны 2012 года.
По оценкам экспертов, это может свидетельствовать либо о массовом затоваривании автомобильного рынка, либо о падении платежеспособного спроса.
С автомобильной дороги на ул. Бабушкина хорошо видна площадка перед крупным автоцентром, на которой стоят в снегу новые «рено». С весны их число заметно прибавилось и сегодня они заполняют всю площадку — насколько хватает глаз.
Продажи машин неуклонно падают у многих других дилеров, машины теперь почти не ждут — ассортимент представленных комплектаций по отдельным моделям вырос весьма значительно. Часть из них пошла на существенные скидки, например, по кроссоверу «Nissan Murano» стоимостью более миллиона рублей скидки достигают 180 тысяч рублей. Счастье-то какое!
— Если весной один из дилеров продавал по 2-3 японских машины в день, то сегодня максимум 1-2, по европейским маркам падение еще большее, — говорит один из дилеров. — По продукции «автоваза» ситуация вообще затормозилась, более-менее нормально идут китайские машины.
Причем автопроизводители, собирающие иномарки в центре России, стараются побыстрее отправить машины в регионы, так они экономят на складских расходах.
Жалуется на снижение продаж и Руслан, успешный торговец новыми южнокорейскими автомобилями, которые бурным потоком пошли с начала этого года, заменяя собой устаревшие японские «праворульки».
— Народ тогда был напуган прошлогодними заявлениями властей о введении нового технического регламента и запрете ввоза правого руля, — говорит он. — Люди поняли, что надо быстрее избавляться от «праворуких» и стали переходить на нормальный руль.
По словам торговца, спрос на южнокорейские модели с левым рулем был ажиотажным и в день он обрабатывал по пять машин. Еще в августе спрос был достаточно высок, однако в сентябре он упал, поскольку был введен утилизационный сбор и было непонятно, как ввозить авто через юридические лица, поскольку растаможка шла именно через них. Однако спрос не восстановился не только в сентябре, но и в октябре.
— Скорее всего, причина в затоваривании рынка, их стало слишком много, пройдет время и продажи восстановятся, — убежден Руслан.
Причем именно в сентябре на популярном ресурсе «дром.ру» на улан-удэнском рынке было зафиксировано массовое затоваривание и, как следствие, — падение цен как на новые (до 3 лет), так и подержанные иномарки. В среднем на 5-8%.
Продажи упали и на улан-удэнском авторынке «Приречный», он весь забит машинами, по снегу бродят хмурые продавцы, которых, похоже, больше, чем покупателей.
Ситуация в Бурятии резко контрастирует с данными по России. Так, в январе-сентябре 2012 года продажи новых автомобилей выросли на 14% по сравнению с теми же девятью месяцами 2011 года. Что такого произошло в нашем регионе, чтобы продажи новых машин, а это довольно серьезный индикатор денежных доходов населения, так просели? Хотя свежих общероссийских данных по октябрю пока нет.
Именно об этом говорит экономист Юрий Кравцов.
— Два месяца это, в общем-то, не слишком достоверный показатель, чтобы по ним можно было говорить о долгосрочной тенденции, вполне возможно, что на продажи наложилось несколько факторов, в том числе сезонный, поэтому надо подождать до конца года и сравнить данные с прошлогодними, тогда можно сделать окончательный вывод, — говорит он.
По словам экономиста, в 2012 году в Бурятии не произошло уменьшения реальных доходов населения, был небольшой рост, поэтому вполне возможно, что затоваривание рынка связано с увеличившимся предложением.
С другой стороны, на сезонный фактор ссылаться сложно, поскольку, по мнению автодилеров, сентябрь и октябрь всегда являлись довольно успешными месяцами для продаж. И то, что в эти ранее довольно успешные для продаж месяцы началось падение продаж, может говорить о новой тенденции, связанной с возможным ухудшением платежеспособного спроса в регионе.