Насущный для Иркутска вопрос о высшем образовании в сфере культуры и искусства наконец-то сдвинулся с «метровой точки». Осенью этого года при Сибирской академии права, экономики и управления открылся Институт культуры, в котором можно получить высшее образование по специальностям «хореография», «вокал» и «менеджмент в социо-культурной сфере». Директором института стала Светлана Домбровская, ранее возглавлявшая управление культуры Иркутска. О перспективах нового вуза она рассказала газете «Областная».
– Светлана Ивановна, что побудило вас возглавить вуз культуры и искусств?
– С 1992 года я работала начальником отдела, а затем управления культуры Иркутска. Работу свою считала важной и нужной, и не помышляла о смене профиля, хотя по первому образованию я педагог. Однажды один чиновник сказал, что чем больше мы развиваем талант наших детей в школах искусств, тем больше способствуем оттоку населения, ведь они вырастают и уезжают получать высшее образование в другие города и, как правило, не возвращаются. Я задумалась, а ведь в чем-то он прав! И поэтому, когда Борис Юрьевич Виноградов руководитель образовательного холдинга «Сибирский университет», поделился со мной мыслями об открытии в Иркутске Института культуры и искусств, как говорится, зерна истины упали в благодатную почву. Вот так все и сложилось.
– Но ведь изначально вы планировали только преподавать?
– Да, я хотела преподавать «Основы культурной политики» и «Социо-культурное проектирование» - то, что я хорошо знала на практике. Стала искать учебник, с большим трудом нашла, чем-то он напомнил мне учебник по научному коммунизму – обилие красивых и правильных слов, за которыми сложно уловить смысл. Я стала просматривать базу диссертаций и дипломных работ. И еще один неутешительный факт: преобладающее большинство работ носят теоретическую направленность, что-то типа «эволюции слова «культура» от каменного века до наших дней», а прикладных исследований о творческих индустриях, продюссировании творческой деятельности, о проблемах художественного образования очень мало. Сам собой напрашивался вывод о катастрофической глубине пропасти между теми, кто делает культуру – художниками, музыкантами, артистами – и тем, кто составляет ее научный мир. И еще я подумала, что у нас нет национального проекта по культуре, не потому что этого не хочет президент, а потому что его никто не написал. А теперь представьте на минуту, случилось чудо - нам дали деньги на культуру. Сможем ли мы их использовать максимально эффективно при отсутствии продуманной стратегии и грамотных профессиональных кадров? Думаю, нет.
– Тогда возникло желание их готовить?
– Да, сейчас мы открыли четыре специальности: «менеджмент в социо-культурной сфере», «хореография», «классический вокал» и «музыкальное искусство эстрады» – там пока есть только «джазовый вокал», а в следующем году начнем набор на специальность «режиссер звукозаписи», «саксофон», «гитара», «ударные» и «фортепиано».
– Расскажите подробнее о первой специальности.
– Пока мы открыли только заочную форму обучения, потому что рекламную кампанию начали в августе, и выпускники училищ в сфере культуры уже определились, но с учетом того, что у нас уже лет пять нет представительства Улан-Удэнской академии искусств, я думаю, специальность будет востребованной. Ведь определенный процент выпускников театрального и художественного училища так и остался на среднем уровне образования, а сегодня нужно уметь продавать продукт своего труда. И мы решили заполнить эту нишу. Сейчас на эту специальность у нас уже более 15 заявлений – все эти люди уже имеют тот или ной профессиональный опыт.
– Чему же их будут учить?
– Первый год они будут изучать общие дисциплины, а на втором курсе выберут одну из двух специализаций: «арт-менеджмент» или «управленческий менеджмент». Потому что среди наших студентов люди, которые либо занимаются творчеством, либо руководят учреждениями культуры. Это образование позволит им лучше понимать сферу культуры во всех ее ипостасях, они будут обучаться ритмике, основам музыкальной культуры, кино, театра и так далее. Ведь сегодня наш студент танцует, а завтра будет директором театра оперы и балета, сегодня преподает живопись, а завтра возглавит школу искусств.
– Кто преподает в Институте культуры?
– В Иркутске есть высокопрофессиональные кадры по хореографии и вокалу, которые и на уровне среднего образования так готовили студентов, что они имели высокий процент поступления в вузы и консерватории страны. Например, заведующая кафедрой хореографии у нас – кандидат наук Татьяна Калашникова, а вокала – Любовь Монина, которая, кроме того, поет в «Театре пилигримов». Кстати, у всех педагогов на вокале консерваторское образование, среди них Светлана Коновалова, Валентина Чернова, Ерофей Прошин. Заведующий кафедрой эстрадного вокала – Евгений Филиппов, а Наталья Лихошерст – преподаватель. Мне было проще решать кадровый вопрос, ведь я знаю этих людей, не только потому, что у них написано в личном деле, но и лично знакома с их работой.
– Компетентность их не вызывает сомнения, но кто же преподает на «менеджменте культурной сферы»?
– У нас есть возможность привлекать педагогов очень высокого класса из других городов. Кстати, такая форма обучения распространена на западе. Кроме того, в Иркутске есть профессионалы, которые могут давать специальные знание в той или иной сфере искусств. Заведующей кафедрой у нас будет доктор наук Ольга Судакова, которая руководила аналогичной кафедрой в Улан-Удэнской академии искусств.
– Но ведь продюссирование в нашем городе очень слабо развито?
– Да, это так, тем более нужно постараться восполнить этот пробел. Конечно, мы начинаем с чистого листа, но есть понимание, потенциал и вполне конкретная форма управления этой ситуацией и ее системного решения. Кроме того, мы работаем по образовательному стандарту, который принят по специальности «менеджмент в культурной сфере», ведь наши студенты получат диплом государственного образца. Кстати, стандарт позволяет вводить в программу индивидуальные курсы интересных преподавателей. Ольга Судакова сейчас прорабатывает в Санкт-Петербурге вопрос приглашения к нам специалистов, работающих в этой сфере.
Автор: Елена Орлова.
"БАЙКАЛ24"
Опубликовано в