Кто выжил в кризис?

Мировой финансовый кризис празднует первую годовщину

С банкротства американских ипотечных гигантов и обвала экономики США начался прошлой осенью мировой финансовый кризис. Падение котировок, бегство инвесторов, хаос на биржах… Буквально через месяц-полтора неощутимый, несколько абстрактный для рядового обывателя кризис стал приобретать черты вполне реального явления. С тех пор прошел год. Словосочетания «мировой финансовый кризис» и «нестабильная экономическая ситуация» прочно вошли в лексикон среднестатистического россиянина. Наряду с такими понятиями, как оптимизация и антикризисные меры.

Экономика устояла, прогнозы не сбылись

Сначала поредела армия белых воротничков, вскоре всеобщая «оптимизация» коснулась и реального сектора экономики: строительные компании, промышленные комбинаты, предприятия малого и среднего бизнеса. Волна масштабных сокращений как цунами прошлась по частным фирмам и госучреждениям, выбросив на рынок труда тысячи безработных граждан. Широко обсуждая последствия кризиса, аналитики и предрекали все новые и новые потрясения. Еще больших передряг опасались рядовые граждане. Одни стращали дефолтом, вторые — глобальной инфляцией, третьи — началом Великой депрессии. К счастью, ни один из сценариев себя не оправдал. Государство поддержало ликвидность кредитных учреждений, и российская банковская система устояла.

 — В противном случае потери были бы гораздо масштабнее, — считает эксперт Ирина Жижко, доцент кафедры управления недвижимостью и инвестициями БГУЭПа. — В экономике воцарился бы настоящий финансовый хаос.

У кого работы прибавилось?

К счастью, хаоса удалось избежать. Однако в целом от последствий кризиса спасись не получилось. Процентные ставки выросли, требования к заемщикам ужесточились. Время легких кредитов прошло, началась эпоха невозвратов. И если армия банковских служащих на фоне кризиса поредела, то на коллекторов — профессиональных сборщиков долгов — спрос лишь увеличился.

Прибавилось работы и у кадровых агентств, службы судебных приставов, а также у гадалок, экстрасенсов и прочих прорицателей. Видно, в надежде на позитивные прогнозы и чудеса из разряда «повернем удачу к вам лицом, поставим заслон вашим неприятностям» люди иной раз отдают последние деньги.

Вооружившись газетой с объявлениями, мы наугад набрали номер одного из прорицателей — «международного магистра», сулящего избавление от всяческих перипетий и неурядиц.

 — Люди идут, буквально валом валят. Муж ушел, денег нет, с работы сократили… Проблем миллион, и мы их решаем, — сообщили нам.

По словам прорицательницы — судя по голосу, дамы предпенсионного возраста, — на фоне кризиса обращений и правда стало больше. А вот стоимость «чудес» не изменилась: в среднем избавление от напастей обходится в 3 тысячи рублей. Стаж работы «магистра» 25 лет, прием ведет на пару с братом.

 — Он академик, ясновидящий, видит на 40 веков назад, на 40 веков вперед. Расскажет о судебных проблемах, о том, кто в коллективе, как пятое колесо в телеге, — повествует прорицательница. — Порча, проклятья, хомуты, пояса, отвороты, завороты… Мы все снимаем, никому не отказываем, работаем без выходных и отпусков. Тяжело, конечно, но ничего, справляемся. В комментариях столь самоотверженный труд, пожалуй, не нуждается.

Народ адаптировался

В первые месяцы кризиса увеличилось число обращений к психологам и психотерапевтам. Основные симптомы — паника, чувство волнения и тревоги.

 — Любые социально-экономические потрясения в обществе неизбежно отражаются на психологическом состоянии людей, — поясняет Ольга Лобанова, медицинский психолог Иркутского областного психотерапевтического центра. — Кому-то на борьбу с нервозами хватает собственных ресурсов, а кому-то  без помощи специалистов обойтись крайне сложно.

Однако по прошествии полугода ситуация стабилизировалась, число обращений снизилось. Потихоньку люди адаптировались к изменившимся условиям жизни, пусть даже с разной степенью успеха.

 — Для многих кризис стал стимулом к саморазвитию, поводом к переоценке ценностей и жизненных ориентиров. В конечном итоге выигрывает тот, кто, засучив рукава, идет на встречу переменам, извлекая из ситуации максимум пользы.

Штат сократили, лавочку прикрыли

Адаптировались к условиям кризиса и участники мелкого и среднего бизнеса. Однако, опять же, не без потерь. За период с начала кризиса в Иркутске закрылось 8 служб такси, порядка десятка агентств недвижимости, сократилось количество рекламных изданий, страховых контор, туристических компаний. Точное число предприятий, потерпевших крах, назвать сложно. Далеко не все закрывают дело, официально аннулируя бизнес на бумаге. В большинстве случаев лавочку прикрывают до лучших времен, максимально сокращая штат сотрудников. Характерна такая ситуация и для мелких агентств недвижимости.

 — Многие компании съехали с арендуемых помещений и работают на телефоне, прибегая к недорогим видам рекламы, — рассказывает Светлана Суровцева, вице-президент Иркутской гильдии риэлторов. — Часть агентств действительно закрылась. Причем наряду со слабыми риэлтерскими фирмами покинул рынок и ряд достойных участников бизнеса.

Не обошел стороной финансовый кризис и ресторанный бизнес Иркутска.

 — Осенью прошлого года бизнес замер. Произошла резкая коррекция потребительского спроса, и все стали менять или замораживать свои инвестиционные программы, — рассказывает Павел Поляков, директор управляющей компании «Альянс Ресторанс». — В феврале, после резкого падения спроса, наступила полоса вялой стагнации и началась адаптация к новым условиям.

У кого-то адаптация прошла успешно, а у кто-то  нет. Часть иркутских баров, ресторанов и клубов сменила собственников. В целом для рестораторов год был непростой. При общем увеличении цен на продукты и одновременном уменьшении тех сумм, которые посетители готовы потратить, удержаться на плаву было непросто.

Антикризисные меры реализуются со скрипом

Малому и среднему бизнесу пришлось особенно тяжело. Так считает большинство экспертов.

 — Трудно приходится всем: и тем, кто торгует, и тем, кто производит, — комментирует Валентина Сокова, председатель некоммерческого партнерства «Малые предприятия Иркутской области». — Кондитерские цеха, мебельные фабрики, производители товаров народного потребления… На фоне снижения платежеспособности дела идут со скрипом.

Со скрипом идут дела и в части реализации антикризисных мер. По мнению Валентины Соковой, кризис не только привел к дефициту кредитных ресурсов и повышению банковских ставок, но и обострил и без того серьезную проблему высоких административных барьеров. Бюрократизм и проволочки на местах не только не способствуют реализации антикризисных мер, но и в буквальном смысле сводят ее на нет.

Снижение ставок не аргумент

С начала кризиса минул год, а прогнозы относительно его завершения все так же разнятся. И если еще в середине лета ряд аналитиков с пугающим единодушием предрекали на начало осени вторую волну кризиса, то сегодня все чаще звучат разговоры о том, что самый сложный этап экономической нестабильности страна уже преодолела. Заявляли об этом и глава Минфина РФ Алексей Кудрин и председатель правления Сбербанка РФ Герман Греф. Подтверждением столь оптимистичных заключений послужило отчасти и снижение Центральным банком на полпроцента ставки рефинансирования, произошедшее буквально на днях. Правда, справедливости ради стоит отметить: далеко не все экономисты видят в этом повод для особой радости.

 — Снижение ставки рефинансирования — мера скорее искусственная, — полагает Ирина Жижко, доцент кафедры управления недвижимостью и инвестициями БГУЭПа. — Ответное снижение банковских ставок на 0,5% последует, но серьезных перемен к лучшему ожидать от этого, я думаю, не стоит. Кредитные ресурсы по-прежнему обходятся банкам дорого, и, с учетом собственных рисков, на существенное снижение ставок они пока не готовы.

Жить стало лучше, жить стало веселее

Вместе с тем стабилизацию, путь и относительную, наблюдать, бесспорно, можно. В сравнение с первым кризисным полугодием спрос в некоторых сферах бизнеса все же оживился.

 — Последние три недели некоторое оживление на рынке риэлтерских услуг мы наблюдаем, — рассказывает Светлана Суровцева, вице-президент Иркутской гильдии риэлторов. — С одной стороны, спрос к концу года традиционно возрастает, с другой — растет число клиентов, получивших сертификаты на жилье по госпрограммам.

 — Я считаю, что ситуация все же несколько стабилизировалась, — полагает Григорий Тирских, президент некоммерческого партнерства «Владельцы иркутских такси». — Если изначально спрос на услуги такси упал примерно вдвое, то сегодня в сравнении с докризисным периодом падение составляет примерно 30%. При этом из 13 служб такси, закрытых на фоне кризисных явлений, пять с начала года вновь вернулись на рынок.

 — Дело, я думаю, в переориентации расходов, — полагает, в свою очередь, эксперт Ирина Жижко. — Если раньше вы, к примеру, вкладывали деньги в недвижимость, то сегодня, имея свободные средства, вы идет в ресторан или приобретаете пальто. Словом, с крупных инвестиций мы переходим на мелкие.

Плюсы кризиса

При известной доле оптимизма в финансовом кризисе можно разглядеть и немало плюсов. В эпоху строжайшей экономии народ вновь вернулся к отдыху на родных 6 сотках, взращиванию огурцов-помидоров и лепке пельменей всем семейством. Способствуют кризис и острая борьба за клиента повышению уровня сервиса — с количества стали переключаться на качество (пока, правда, не везде). Так, например, по словам Григория Тирских, владельцы служб такси в массовом порядке ужесточили свои требования как к водителям, так и к техническому состоянию автомобиля.

 — Курение в салоне авто поставили под строгий запрет почти во всех службах такси, — добавляет президент некоммерческого партнерства «Владельцы иркутских такси».

В целях сокращения финансовых издержек все больше мелких фирм и крупных предприятий берется за оптимизацию собственных расходов. И не только за счет закрытия филиалов и «тупого» сокращения сотрудников, но и посредством обучения персонала, внедрения новых технологий. Один грамотный сотрудник с лихвой заменяет троих, одна своевременно установленная программа — восьмерых специалистов.

 — В последние полгода мы действительно наблюдаем всплеск интереса к автоматизиции систем управления, в частности к установке современных бухгалтерских программ, — рассказывает директор Байкальского консалтингового центра Элла Григорьева. — И не только со стороны частных компаний, но и бюджетных организаций, госучреждений.

Дина Оккерт,

«СМ Номер один»



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ