Оживить робота

В Новомальтинской школе появится факультатив по робототехнике

C нового учебного года в Новомальтинской школе Усольского района начнутся дополнительные занятия по основам робототехники. Сегодня здесь работает кружок для старшеклассников, где дети собирают роботов и учатся их «оживлять».

Еще пару десятков лет назад информатика в программе средней школы была экзотическим уроком. Сегодня дети начинают осваивать компьютер едва ли не раньше, чем чтение. В школах нашего региона в качестве наглядных пособий на уроках физики и информатики используется робототехника.

Например, в Новомальтинской школе работает кружок, в котором ребята под руководством преподавателя информатики Павла Зуева сами программируют и создают роботов. Комплекты робототехники школа получила по программе модернизации образования. Внешне это обычные конструкторы LEGO, только с программируемым блоком, проводами, выходом USB и другим техническим оснащением. Этот набор поможет в курсе технологии средней школы понять основы робототехники, в курсе информатики – наглядно реализовать сложные алгоритмы, ведь программируя роботов, дети заставляют их выполнять различные задания.

Павел Зуев демонстрирует самодельные робототехнические конструкции. Говорит, что они рождались прямо в процессе обучения. Несколько месяцев ребята познавали основы моделирования и конструирования. Учитель признается, что было нелегко в связи с дефицитом русскоязычной литературы по этой теме.

– Мы вместе учились «оживлять» робота, порой сами дети подсказывали те или иные алгоритмы действий, удачные решения, – не без гордости говорит педагог.

Разобраться с удивительной наукой новомальтинцам помог преподаватель из Омска Сергей Адамов, обучение и общение происходило по Skype.

– Робота можно легко встроить в образовательный процесс. Программируя и наблюдая за его движениями, дети смогут быстрее понять математические и физические процессы, развивать алгоритмические навыки, – продолжает Павел Зуев. – Программирование – занимательная вещь, но результат своего труда можно увидеть только на экране. Ребятам же интереснее потрогать его руками.

Обучение робототехнике приобретает все большую популярность среди учащихся Новомальтинской школы. Первые занятия в кружке заканчивались далеко за полночь, школьников приходилось чуть ли не силой отправлять по домам, вспоминает педагог.

По его мнению, в современном информационном обществе мотивация к обучению играет решающую роль, а роботоконструкторы LEGO – идеальный вариант вовлечь ребенка в мир знаний. Робототехника учит детей мыслить творчески, анализировать ситуацию. Задачи, которые ученики ставят роботу, предельно конкретны, но в процессе создания машины возникают непредсказуемые решения.

– Для разработки программы требуется нарисовать последовательность иконок, которые показывают то или иное действие, – объясняет Павел Зуев. – Элементарные настройки графически оформлены и понятны школьникам. Обучение в игровой форме позволит овладеть графическим программированием. На примере робота детям будет несложно освоить работу с микроэлектронными компонентами, разобраться, как работает тот или иной датчик.

Ребята с удовольствием показали нам свои успехи. Посреди класса водрузили миниатюрного робота, похожего на своих старших собратьев из фантастических фильмов. Демонстрация началась в полной тишине. Среагировав на голос, робот начал кружиться, вежливо поздоровался по-английски и, обходя препятствие, двинулся по своей, одному ему ведомой траектории.

Полностью автономный робот пока умеет немного – откликается на команды, выполняет несложные движения, имеет небольшой словарный запас на английском языке. Кстати, ученики уверены, что язык робота можно русифицировать. Надо ли говорить, что информатика у ребят из кружка – любимый предмет.

– Мы все в детстве играли с радиоуправляемыми машинками, но роботы это совсем другое дело. Их программирование – творческая работа, – рассказывает восьмиклассник Сева Иванов.

По мнению педагога Павла Зуева, знакомить детей с возможностями современной науки необходимо как можно раньше:

– Необязательно, что ребенок станет ученым или инженером. Наши выпускники учатся, например, на токарей, будут работать на станках с программным управлением, и эти знания им очень пригодятся.

Мечта преподавателя – чтобы занятия робототехникой носили прикладной характер. Если робота научить двигаться по определенной цветовой траектории, он сможет выполнять конкретные задачи. По такому принципу машины перевозят грузы на заводах, работают на конвейерах. С применением программирования и датчиков созданы и «умные дома».

Пока же робот, собранный новомальтинскими старшеклассниками, работает в тестовом режиме. Но когда в школе появится ресурсный набор для роботостроения, функции модели расширятся. Ребята уже предвкушают, как они будут конструировать человекоподобного робота, чему его научат.

Замдиректора школы по учебно-воспитательной работе Татьяна Пятница добавила, что с 1 сентября 2013 года во всей школе будет введен факультатив по робототехнике. А пока Павел Зуев собирает материал для проведения научно-практической конференции по этой дисциплине.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ