Как будет развиваться «убитая» в 90-х региональная авиация Забайкалья?
В шестидесятых годах прошлого века почти все районные центры и крупные населенные пункты в Читинской области имели воздушное сообщение с Читой.
За 30 лет до этого, в сентябре 1930 года, в историю были вписаны первые полеты по воздушной линии Иркурск-Чита-Нерчинск-Могоча. Только вдумайтесь: тогда воздушные линии соединяли Могочу и Москву.
В 1935 году гул авиамоторов услышали в Ципикане, Калакане, летом самолеты летали в Маловск и Троицкий, а зимой они садились на промерзшие озера Уакит, Бусани и Окунево. Протяженность воздушных линий в 1935 году в Читинской области составляла 1620 км, говорится на сайте читинского аэропорта. В тридцатые годы авиация в основном обслуживала золотодобытчиков, горнорудную промышленность, геологов и охотников на севере Бурятии и Читинской области. И золотодобывающая, и тем более горнорудная отрасли являются одними из основных направлений промышленности в Забайкальском крае. Население региона кратно увеличилось, однако сегодня самолеты авиакомпании «Ангара» трижды в неделю по понедельникам, средам и пятницам летают только в Чару…
Всевидящее око президента
В последние годы разговоры о развитии, а точнее – хотя бы частичном восстановлении советского уровня развития региональной авиации, ведутся на уровне правительства Российской Федерации. В марте в Москве полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский принял участие в совещании по вопросам развития региональных авиаперевозок, которое провел председатель правительства РФ Дмитрий Медведев, сообщили корреспонденту в окружном информационном центре «Сибирь».
С августа 2012 года, со времени предыдущей встречи такого уровня, была разработана «дорожная карта» развития отрасли. Идет работа по созданию федеральных казенных предприятий на базе аэропортов регионального и местного значения, которые будут работать в этой отрасли. Эти предприятия (ФПК) в 2012 году получили федеральные субсидии в размере 2,7 млрд рублей, в 2013 году планируется выделить 2,8 млрд рублей, в 2014 – 2,96 млрд рублей, в 2015 – 2,98 млрд.
Сегодня в России на базе 50 аэропортов создано 7 ФКП. В Сибирском федеральном округе продолжается формирование ФКП «Аэропорты Красноярья». В 2013 году планируется создание ФКП на базе ФГУП «Аэропорт «Кызыл». О Забайкальском крае пока речи не идет.
В начале апреля премьер-министр Дмитрий Медведев подписал программу социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2025 года. В рамках развития региональной авиации планируется потратить 101 миллиард рублей на реконструкцию двух крупных аэропортов в Улан-Удэ и Петропавловске-Камчатском и 61 более мелкого аэродрома в других регионах Дальнего Востока.
Взлетные полосы – только на фото
Сегодня и правда большинство взлетных полос, некогда существовавших в городках и поселениях, можно увидеть только на черно-белых фотографиях. Или по частям - на дачах и огородах местных жителей. Поэтому региональную авиацию восстанавливать уже не из чего. Все нужно создавать практически с нуля. О суммах затрат пока вежливо умолчим – уровень развития авиасети времен СССР остается пока недостижимой, почти фантастической планкой.
9 февраля в прямом эфире передачи ГТРК «Чита» Равиль Гениатулин, в то время являвшийся губернатором Забайкальского края, отвечая на вопрос жительницы села Средний Калар, заявил, что «сейчас мы готовы к тому, чтобы начать реализовывать программу восстановления взлетно-посадочных полос для малой авиации и запуска программы малой авиации».
Насколько регион готов к реанимации воздушных сетей, мы спросили уже у нового, временного правительства.
На фоне разговоров о развитии региональной авиации субсидии на уже существующий (единственный в крае!) рейс Чита-Чара-Чита, на котором работает авиакомпания «Ангара», сокращаются. Если в 2012 году на возмещение затрат или недополученных доходов из краевого бюджета было выделено более 32 млн рублей, то в планах на 2013 год – чуть более 26 млн рублей. «Федеральный бюджет не предусматривает финансирование региональной авиации», - говорится в ответе министерства территориального развития Забайкальского края.
Чита, Чара, Краснокаменск
Сейчас в Забайкальском крае есть лишь три аэропорта, действующими из которых являются только два: в Чите и в Чаре. На 2014-2015 годы планируется реконструкция читинского аэропорта. Общий объем необходимых затрат превышает 4 млрд рублей.
На 2012-2013 годы планировалась реконструкция взлетно-посадочной полосы в Чаре на средства федерального бюджета. Однако минрегионразвития оптимизировало расходы и решило потратить необходимые для проекта 142 млн рублей на другие нужды. Сейчас, по поручению президента, ведется работа по продлению чарской программы до 2018 года.
Как заявил 5 апреля врио губернатора края Константин Ильковский, аэропорты Новой Чары и Краснокаменска включены в федеральную программу по развитию региональной авиации.
- Я не согласен с проектом по Новой Чаре. Считаю, что он не соответствует требованиям с учетом освоения Удоканского месторождения меди, - сказал Ильковский. – Аэропорт в Новой Чаре должен быть самым современным и иметь возможность принимать малые воздушные суда и даже такие самолеты, как «Руслан».
По словам Ильковского, для освоения Удокана понадобятся колоссальнные человеческие ресурсы, техника и оборудование.
- Перевозить огромное количество специалистов, которые будут работать вахтовым методом, спецтехнику и оборудование только железнодорожным и автомобильным транспортом будет невозможно. Поэтому аэропорт в Новой Чаре должен быть максимально большим и современным, - сказал Ильковский.
Аэропорт Краснокаменска в 2008 году был исключен из реестра аэропортов и сейчас не работает. В городе существует инфраструктурный проект по реконструкции объекта, который рассчитан на 2015-2018 годы. Его сметная стоимость превышает 1 млрд 301 млн рублей.
Кстати
В последнее время перечень социально значимых авиамаршрутов Забайкальского края дополнен направлениями Чита-Красный Яр, Чита-Юмурчен, Чита-Усть-Каренга, Чита-Тунгокочен.
Сейчас, по данным минтерразвития края, восстанавливаются посадочные площадки в Усуглях, Тунгокочене, Красном Яре, Юмурчене, Усть-Каренге. Также обучены коменданты площадок.
Кроме того, планируется восстановить посадочные площадки в Красном Чикое, Мензе, Тупике, Среднем Каларе, а также в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, не обеспеченных альтернативными видами транспорта.
Юлия Скорнякова