На прошлой неделе в Оренбурге состоялось очередное заседание Конфликтной комиссии ТНК-ВР. Компания называет этот инструмент корпоративных взаимоотношений наиболее эфективным средством выстраивания отношений с подрядчиками. Корреспондент «ФедералПресс» своими глазами увидел, как решаются спорные моменты, и выяснил, кому еще может помочь этот институт корпоративных взаимоотношений.
Конфликтная комиссия работает под председательством директора филиала «ТНК-ВР Оренбург» Александра Грабовского. В повестке заседания было рассмотрение двух жалоб. В первом случае члены комиссии, детально разобравшись в ситуации, признали обращение неактуальным и отклонили его. Однако в процессе возникли вопросы к проведенному тендеру и к выигравшему контрагенту – по поводу правдивости предоставления тендерной информации, четкости проведения предквалификационного аудита, и. т.д. Поэтому рассмотрение жалобы было перенесено. Второй вопрос был связан с реализацией невостребованных ликвидов. Контрагент посчитал решение договорной комиссии неверным и четко обосновал свои доводы. В результате жалобу удовлетворили. «К сожалению, нашими специалистами была допущена грубейшая ошибка в рамках заключения этого контракта, – отметил директор филиала «ТНК-ВР Оренбург» Александр Грабовской. – Тендер будет переигран».
В последнее время количество обратившихся подрядчиков существенно возросло, также отметил Грабовской. «Если до августа 2011 года в Оренбургскую КК поступила одна жалоба, то сейчас их уже более 20. Собираемся раз в неделю. То есть динамика серьезная, подрядчики поверили, что этот инструмент позволяет отстоять свое мнение. Значит, главный эффект – эффект прозрачности – достигнут».
Большая часть всех обращений, отмечают в ТНК-ВР, – обжалование тендеров (на «Снятие» с тендера по критерию несоответствия оферт подрядчика техзаданиям и опросным листам, на недостатки коммуникации). «Мы хотим работать с ТНК-ВР, и конечно, нам нужна информация о том, почему мы проиграли», – сообщил Сергей Кочнев, гендиректор одного из партнеров ТНК-ВР – институт «Оренбургбурнефть». Замгендиректора по экономике ОАО «ОренбургНИПИнефть» Наталья Максимова рассказала о положительном опыте сотрудничества с ТНК-ВР в этом плане. По ее словам, раньше институт не всегда получал информацию о результатах тендера, но после обращения в конфликтную комиссию эта проблема была решена. «Теперь мы регулярно получаем ответы на все тендерные предложения, которые мы направляем», – отметила руководитель.
На втором месте – жалобы на короткие сроки подготовки и подачи документов или оферт, на третьем – на организацию переговорного процесса после подачи оферт. Оставшаяся часть обращений связана с процессами предквалификации и дисквалификации. Тот же «ОренбургНИПИнефть» добился и пересмотра по вопросу предквалификации. «Мы направляли заявки, а ответа очень долго не получали, квалифицированы мы или нет. В итоге все-таки добились квалификации, – сообщила Наталья Максимова. – Конфликтные комиссии очень эффективны. Когда обращаешься – сразу принимают конкретные решения, дают ответ».
Отметим, за все время работы КК приняли решения в пользу контрагентов примерно в 40% случаев. Это соотношение примерно одинаково во всех регионах, за исключением Оренбурга и Москвы – там оно составляет 50 на 50 процентов.
Пока аналогов конфликтным комиссиям ТНК-ВР в российских компаниях нет. «Примером для ТНК-ВР пока не назову никого, они наиболее открытые по отношению к подрядчикам, – отметил гендиректор ЗАО «Оренбургбурнефть» Сергей Кочнев. – Есть желание быть более открытыми у Роснефти, но пока не видим каких-либо улучшений». «У других компаний нет таких инструментов, – подтверждает замгендиректора ОАО «ОренбургНИПИнефть» Наталья Максимова. – У некоторых намного хуже обстоят дела, например, «СамараНефтьИнвест» имеет проблемы с обратной связью, кроме того, выставляет на тендер неконкретные задания. С не совсем конкретными техзаданиями у ТНК-ВР мы тоже сталкивались, в Бузулукском районе, с предложением конкретизировать их мы уже обратились в Региональный Совет ТНК-ВР».
Позитивные изменения в работе с ТНК-BP уже заметили большинство поставщиков и подрядчиков – об этом свидетельствуют данные проведенного анкетирования. 72% респондентов считают, что взаимодействие ТНК-BP с поставщиками улучшилось после введения Региональных советов и Конфликтных комиссий. Многие подрядчики уточняют, что конфликтные комиссии будут объективны при условии отсутствия в их составе заинтересованных лиц. Сергей Кочнев согласен с этим, однако, пояснил он, это не исключает участия в работе комиссии представителей ТНК-ВР: «Если они будут применять правильные подходы, в этом случае тоже возможны хорошие результаты».
По мнению собеседника, конфликтные комиссии в скором времени придут на смену судам как инструмент решения конфликтов между ТНК-ВР и ее потенциальными контрагентами: «Конфликтные комиссии будут тем независимым арбитражом, которые будет в каждом случае разбираться и устанавливать истинные причины обращения». Сергей Кочнев добавил, что внедрение этого института повышает уровень как ТНК-ВР, так и всех подрядчиков: «В любом бизнесе есть партнеры, и оба партнера должны выигрывать».
Напомним, что конфликтные комиссии созданы в конце 2010 года во всех регионах присутствия ТНК-ВР. Если участник тендера считает, что процедуры были проведены с нарушениями правил, нелогично, непрозрачно или предвзято – он может обратиться в КК, заполнив соответствующую форму на сайте компании. С момента создания института в Оренбургском регионе было рассмотрено 20 жалоб, из них по 11 решение принято в пользу контрагентов. Всего на сегодняшний день Конфликтные комиссии ТНК-ВР (Западно-Сибирская, Оренбургская, Саратовская, Сибирская, Центральная и Украинcкая) рассмотрели порядка 110 жалоб.
Помимо комиссий, в шести регионах сформированы региональные советы по работе с поставщиками и подрядчиками, которые выступают своеобразными площадками для обмена мнениями, обсуждения отраслевых проблем и возможностей оптимизации взаимодействия.
Антон Васильев
"Байкал24"