Ушедший 2011 год в забайкальском образовании обозначился различными нововведениями и проектами. Продолжилась реализация приоритетного национального проекта “Образование”, президентской инициативы “Наша новая школа”, стартовала модернизация системы профессионального образования. Началось объединение двух крупнейших вузов, в начальных классах ввели новые образовательные стандарты. Забайкальский край принял участие в федеральных проектах и получил неплохое дополнительное финансирование. Об итогах 2011-го и перспективах 2012-го в забайкальском образовании — в нашем обзоре событий.
Два в одном
— Год был интересный, напряженный, нам удалось сделать немало, — рассказал журналисту “ЗР” министр образования, науки и молодежной политики края Константин Карасев. — В течение всего года развивались направления модернизации как системы школьного, так и профессионального образования. Край принял участие в реализации девяти федеральных проектов. По каждому из них мы получили софинансирование. Общий объем средств, предназначенных на эти цели — 800 млн. рублей. Также в течение года порядка 60 млн. рублей ушло на оснащение учреждений системы профобразования.
Именно в системе профессионального образования в 2011 году произошли самые “громкие” события в рамках модернизации этой сферы. К примеру, был открыт ресурсный центр в поселке Приаргунск, где теперь будут готовить высококвалифицированные кадры для забайкальского села. Принято решение об объединении двух крупнейших вузов — ЗабГГПУ и ЧитГУ, что “в условиях современной модернизации системы профобразования как никогда актуально и своевременно”, подчеркивает министр образования края. Как отмечал в своем интервью “Забайкалке” ректор нынешнего ЗабГУ (бывшего ЧитГУ) Юрий Резник (“ЗР” № 85 от 16 мая 2011 г.), процесс должен завершиться в течение 2012 года. Он заверил, что социальные гарантии обучающихся в период объединения будут соблюдены, что студенты получат диплом той кафедры, на которую поступали изначально.
Что ж, точка в этом деле будет поставлена не так уж скоро, ведь несмотря на формальное завершение объединения в 2012-м “притирание” двух учебных заведений вряд ли завершится так скоро.
Сестрам по серьгам
Слово “модернизация” стало в 2011-м ключевым и для общего образования. Много шуму наделало повышение заработной платы учителей. Забайкальских педагогов возмутило то, что они оказались в неравных условиях: кто-то получил полную 30%-ую прибавку к заработку, а кто-то вообще не увидел повышения. Впрочем, о механизмах начисления учительской зарплаты и о проблемах, с которыми столкнулась новая система оплаты труда в школах, говорилось немало. Да и цели “уравнять” заработок педагогов не стояло, все как раз наоборот.
Принцип “как потопаешь, так и полопаешь” основан на честности и прозрачности, которых, к сожалению, в нашей стране в принципе не достает. Так что пока НСОТ приживается не без проблем.
Много споров вызвали и новые образовательные стандарты, которые с 2011 года действуют во всех младших классах. Итоги в этом деле подводить еще рано — ведь впереди еще половина учебного года.
Тем не менее, однозначно позитивные события в сфере общего образования есть. Так, дополнительно 280 миллионов рублей были направлены, в основном, на улучшение бедной материально-технической базы забайкальских школ.
— Сегодня практически нет ни одного муниципалитета, который бы не получил автобус, компьютеры, учебно-наглядное оборудование, методическую базу или сертификат на курсы повышения квалификации для педагогов, — говорит Константин Карасев. — Надеюсь, проект будет успешно продолжен в 2012-м.
В крае созданы 18 ресурсных центров дистанционного образования, которые взаимодействуют с другими учреждениями. Очевидна польза этого начинания для отдаленных сельских малокомлектных школ. По информации минобразования края, на сегодня порядка 900 ребят пользуются услугами дистанционного образования, и это, уверяют в министерстве, только начало.
Повезло отдаленным школам и в плане капитальных ремонтов. Такие села как Аргунь, Менза, Алтан могут теперь похвастаться достойными условиями для обучения ребятишек. Всего за 2011 год было отремонтировано 11 учреждений. Сдана новая школа поселка Ключевский Могочинского района и пристройка к школе № 49 в Чите.
Задача президента
Наиболее больным вопросом по-прежнему стоит проблема обеспечения дошкольников местами в детских садах. Медленно, но верно, ее решение продвигается вперед. Так, в 2011 году появилось почти 3500 дополнительных мест для дошколят. За год вернули в систему образования восемь ранее переданных зданий, построили новый детсад в селе Чиндалей Дульдургинского района.
— Есть проблемы с младшими возрастами — от 1,5 до 3 лет, львиная доля в очереди детей от 0 до 1,5 лет, — говорит Константин Карасев. — На эти места создается искусственный ажиотаж. А для старших возрастов удовлетворенность спроса порядка 80-87%. Эту работу будем продолжать в 2012 году. Общий охват детей в течение этого года мы планируем довести до 60%. Задача в Послании Президента обозначена — в течение пяти лет решить проблему с местами в детских дошкольных учреждениях. Эта задача нам по плечу, тем более, что федеральный центр активно участвует в этом финансовыми ресурсами, думаю, мы будем высокими темпами решать эту проблему.
За кем будущее?
Год, объявленный в крае Годом подростков — поколения будущего, привлек внимание к талантливой молодежи. В Чите открылась очно-заочная школа для одаренных детей по физико-математическому профилю. Во многих муниципалитетах появились свои центры работы с юными талантами. Самыми активными в этом плане оказались Шилкинский, Борзинский, Сретенский и Краснокаменский районы.
Ярким событием года стал марш “Молодежь Забайкалья — будущее за нами!”, который прошел в трех точках Забайкалья и завершился летом на озере Арахлей. Его целью было привлечь подростков и молодежь к здоровому и активному образу жизни. Более 600 людей разных сфер деятельности смогли познакомиться, поделиться опытом, увидеть, какие направления работы с молодежью в крае существуют.
Впервые прошел слет сельской молодежи, где обсуждались наболевшие проблемы забайкальского села, привлечение молодых специалистов для работы в отдаленные уголки края, и региональный форум молодых инвалидов, где говорили о возможности начать свое дело, о трудоустройстве и профориентации для людей с ограниченными возможностями.
Новые перспективы
Однако остается и время для написания новых планов. Только начался проект по реорганизации систем школьного питания. Получил импульс для развития проект дистанционного образования детей-инвалидов. Более 250 ребят смогут учиться через Интернет в 2012 году.
В министерстве образования утверждают, что будет продолжено и техническое перевооружение учреждений. Предполагается потратить на эти цели в новом году 867 млн. рублей — то есть сумму, в три раза превышающую нынешний уровень финансирования.
— Есть договоренность, что лицей естественнонаучного профиля в течение 2012 года будет трансформирован при участии РЖД в лицей для технических направлений по различным профилям, — говорит министр образования и добавляет:
— От времен, когда мы сетовали, что у нас нет денег и мы не можем сделать то, что необходимо, мы сегодня переходим в другой формат: появляются ресурсы, появляется внимание государства. Мы начинаем в определенном смысле отдавать долги нашим детям, создавать современные условия образования, повышать заработную плату учителям и создавать систему образования, которая не будет зависеть от географического положения конкретного учреждения.
Олеся ГОРЛОВА.