В начале декабря в московском Центре международной торговли завершил свою работу 89-й Российский международный кинорынок. В течение пяти дней компании-дистрибьюторы презентовали новинки кино, а представители сетей кинотеатров из регионов, стран СНГ и Балтии выбирали, что будут смотреть их зрители в ближайшие четыре месяца. Корреспондент «Восточного формата» Антон Кокин побывал на крупнейшем мероприятии кинобизнеса России, чтобы собственными глазами увидеть, как устроен российский кинопрокат.
Представителям кинотеатров на кинорынке было из чего выбирать фильмы для своих зрителей. Фото Константина Боаса
Кинорынок — это место встречи всех тех, кто снимает, продюсирует, продвигает, продает и показывает кино. Именно здесь решается, насколько разнообразным будет репертуар кинотеатров в ближайшие месяцы и какие премьеры получат приоритет в расписании. Для всех представителей киноотрасли очередной кинорынок не является чем-то из ряда вон выходящим — это привычная, хотя и необходимая часть работы. За год в России проводится чуть ли не десяток различного рода и объема кинорынков, но все же Российский международный кинорынок уже более 20 лет остается самым масштабным и значимым мероприятием подобного толка. По традиции он проводится три раза в год: дважды (весной и поздней осенью) в Москве, а в июне проходит в Сочи вместе с фестивалем «Кинотавр».
Мероприятие умудряется объединять все направления киноиндустрии, более 1000 представителей кинодистрибьюторских компаний, киностудий, киновидеопрокатных организаций и кинотеатров, продюсерских центров, творческих объединений России, стран СНГ и Балтии. Так, например, в только что прошедшем кинорынке приняли участие представители более 600 кинотеатров России, стран СНГ и Балтии, порядка 20 дистрибьюторов, 26 технических компаний, свыше 30 работников баров (для которых тоже была отдельная программа). Различные компании, имеющие отношение в кинопрокатному бизнесу, представляли свою продукцию на 40 выставочных стендах (здесь можно было увидеть множество всего, начиная от рекламных листовок новых фильмов и 3D-очков нового поколения и заканчивая поп-корном, который предлагался к дегустации в любом количестве). В то же время в конференц-залах с утра до вечера проходили презентации кинопрокатных компаний, показы фильмов, тематические круглые столы, дискуссии и даже мастер-классы (например, для киномехаников или начинающих продюсеров).
Несмотря на то что представители киносетей и так работают в тесной связи с прокатными компаниями и в курсе готовящихся релизов чуть ли не на год вперед, кинорынок дает им возможность из первых уст узнать, как именно дистрибьюторы намерены продвигать свой продукт. Именно поэтому некоторые компании-прокатчики, а особенно представители студий, перед презентацией или показом фильмов берут с присутствующих подписку о неразглашении эксклюзивных сведений, а иногда просят сдать на входе мобильные телефоны и любую записывающую технику. «Далеко не все кинотеатры могут позволить себе поездки на кинорынок, потому что это довольно затратное мероприятие, — говорит заместитель генерального директора киносети «Баргузин» Надежда Мильвид. — Однако участие в них, безусловно, стоит того, потому что помогает лучше ориентироваться в ситуации, узнавать новые тенденции зрительских предпочтений и продвижения кинопродукции».
Для дистрибьюторов представление собственных проектов — самая важная часть работы на кинорынке. По каждому фильму они проводят большую исследовательскую работу, в том числе привлекая фокус-группы, чтобы выяснить, какой именно аудитории будет интересен тот или иной фильм, с какими картинами ассоциируется новый релиз, что можно сделать, чтобы привлечь как можно больше зрителей. Этой информацией они охотно делятся с представителями кинотеатров во время презентаций. В выпуске картины в прокат имеет значение множество факторов, начиная от грамотно подобранного русского названия (если картина зарубежная), режиссера, актерского состава и заканчивая датой премьеры.
Скоро на экранах
На 89-м Российском международном кинорынке свои релизы по традиции представили наиболее крупные и влиятельные прокатчики, работающие на территории России, стран СНГ и Балтии, в том числе и компании-гиганты, такие как «Двадцатый Век Фокс СНГ», Walt Disney, Universal Pictures, «Каро Премьер» (Warner Brothers), «Централ Партнершип». Также за внимание кинотеатров боролись компании Top Film Distribution, Вazelevs, «Вольга», «Кино без границ», «Парадиз», Caravella DDC, «Наше кино», «Люксор дистрибьюшн», кинокомпания «Вест». Пожалуй, большинству зрителей эти названия мало о чем говорят — все-таки чаще всего запоминается сам фильм, а не прокатчик, обеспечивший его показ, однако профессионалы хорошо знают, что у каждого из этих игроков есть свое лицо, репутация и примерный круг интересов.
Так, например, компания Вazelevs, принадлежащая режиссеру и продюсеру Тимуру Бекмамбетову, занимается производством и продвижением именно кассовых российских кинофильмов. Среди удачных проектов — наиболее прибыльные картины российского проката, начиная с «Ночного дозора» и заканчивая обеими частями «Елок», «Выкрутасами», «Черной молнией» и продолжением «Иронии судьбы». В этом году компания под Новый год выпускает еще один ремейк советской киноклассики — «Джентльмены, удачи!» с Сергеем Безруковым и Гошей Куценко в главных ролях. Действие картины происходит в наши дни, и сюжет лишь отдаленно напоминает оригинальный фильм: молодой аниматор детского центра Леша Трешкин — инфантильный и жизнерадостный «хипстер» — оказывается двойником опаснейшего вора и убийцы Смайлика, который похитил из музея Санкт-Петербурга национальный символ Казахстана — Доспех Золотого воина. Герою Трешкину предстоит оказаться в Египте, чтобы узнать у подельников преступника местонахождение реликвии.
Также под новогодние праздники компания Вazelevs выпустит анимационную сказку «Снежная королева» по мотивам одноименной популярной истории Ганса-Христиана Андерсена с бюджетом $7 млн. Из других интересных проектов компании — треш-хоррор «Шопинг-тур», снятый в финском супермаркете режиссером Михаилом Брашинским, релиз которого намечен на 31 января 2013 года.
Бессмысленно перечислять все проекты, представленные на прошедшем кинорынке компаниями-прокатчиками. Во-первых, это займет слишком много времени и места, а во-вторых, эту информацию легко можно найти в интернете. Достаточно сказать, что в ближайшие три месяца зрителей, как обычно, ожидает большое количество картин от самых разных производителей: здесь будут и костюмные драмы, и исторические картины, и романтические комедии, фильмы ужасов, боевики, триллеры, мелодрамы — в кинопроизводстве по-прежнему царит жанровое кино.
В качестве наиболее интересных примеров «костюмного кино», пожалуй, стоит привести экранизации литературной классики от Universal Pictures: «Анна Каренина» Джо Райта с Кирой Найтли в главной роли (премьера — 10 января) и «Отверженные» Тома Хупера, снятые в жанре мюзикла с Хью Джекманом, Хеленой Бонэм Картер, Энн Хэтуэй, Сашей Бароном Коэном и Расселлом Кроу в главных ролях (премьера 7 февраля). Студия Paramaunt под Новый год выпустит семейное фэнтези по мотивам лучших шоу Cirque du Soleil. Привлекает в проекте не только возможность собственными глазами увидеть представление знаменитого цирка, но и то, что сделать это можно будет в 3D. 17 января Walt Disney Studios Sony Pictures Realising выпустит новый фильм Квентина Тарантино «Джанго освобожденный», который обещает показать романтику жизни «охотника за головами» во времена рабства в Америке. Интереса добавляет то, что в главных ролях засветились Леонардо ДиКаприо и Сэмюэл Л. Джексон.
Впрочем, российские студии, судя по презентациям, стараются не отставать от западных коллег. Помимо упомянутых Вazelevs, свои новые проекты на кинорынке весьма уверенно представили «Централ Партнершип», Enjoy Movies, «Наше кино» и «Парадиз». Так, Enjoy Movies вместе с «Каропрокатом» анонсировала выход к Новому году праздничного альманаха «С новым годом, мамы!», состоящего из пяти киноновелл, снятых разными режиссерами в максимально трогательной и душевной манере. Кроме этого, на 10 января компания наметила выпуск комедии «Дублер» с комиком Александром Реввой. «Централ Партнершип» обещает к 8 марта выпустить картину «О чем молчат девушки» про то, как четыре подруги летят на уикенд в Испанию, чтобы на пляже, в SPA и за коктейлями расслабиться и поговорить за жизнь, а «Парадиз» 24 января запустит «Билет на Vega$» с Михаилом Галустяном и (на минуточку) Дэнни Трехо в роли главы мексиканской мафии.
«Наше кино» намерено побороться за кассу на новогодних каникулах своим новым мультфильмом «Три богатыря на дальних берегах» — пятой частью анимационной франшизы от студий «Мельница» и СТВ, 7 января выпустит рождественскую историю для всей семьи «Продавец игрушек» с Пьером Ришаром, а 21 февраля начнет прокат анимационной версии фильма 1986 года Георгия Данелии «Кин-дза-дза!». Долгая история с мультипликационной версией киноклассики наконец разрешится, причем с измененным названием (теперь оно звучит как «Ку! Кин-дза-дза-дза«) и новомодным форматом 3D. На презентации участников Кинорынка уверяли в том, что новый фильм не римейк, не продолжение, а «особый артефакт, когда та же история рассказывается по-другому».
В ожидании «Хоббита»
Впрочем, главной премьерой ближайших трех-четырех месяцев, которая при этом стартует уже 19 декабря, был и останется новый фильм Питера Джексона «Хоббит: Нежданное путешествие» от кинокомпании-прокатчика «Каро Премьер». Выходящий на двух тысячах копий по всей стране, он, несмотря на продолжительность в 166 минут, заполнит все кинозалы с утра до вечера как минимум на неделю, а скорее всего, и дольше. «С этой даты ушли все компании, ни один крупный дистрибьютор не решился соперничать с этой премьерой, потому что все понимают, что стартовать в это же время просто бессмысленно, — говорит заместитель генерального директора киносети «Баргузин» Надежда Мильвид. — И это справедливо. Мы всегда на нашем сайте делаем опрос, в котором просим выбрать из десятка премьер самую ожидаемую. Так вот, по нашим данным, «Хоббит» по рейтингу ожиданий обгоняет ближайшие премьеры в сотни раз. Поэтому ему, конечно, будут отданы все залы с утра до вечера».
Снявший экранизацию книги английского писателя Джона Рональда Руэла Толкина «Властелин колец» в трех частях, каждая из которых собрала в мировом прокате около миллиарда долларов, Питер Джексон так же поступит и «Хоббитом», который как бы является приквелом этой сказки, поскольку написан до нее и рассказывает о событиях, произошедших на несколько десятков лет раньше с дядей главного героя — Бильбо Беггинсом. Вторая часть «Хоббита» с подзаголовком «Пустошь Смога» выйдет ровно через год — 19 декабря 2013 года, а третья — «Хоббит: Туда и обратно» намечена на июль 2014 года.
Работа над проектом «Хоббит» началась еще в 2007 году, однако из-за бесконечных судебных разбирательств вокруг прав на экранизацию, прав на прокат и на выручку от продажи сопутствующих товаров, в которые были втянуты несколько киностудий, наследники Толкиена и сам Питер Джексон, подготовка к съемкам сильно затянулась. Впрочем, теперь уже ничто не должно помешать поклонникам творчества Питера Джексона насладиться его новой работой, кроме отсутствия билетов и длинные очереди в кассы. Поскольку интерес к «Хоббиту» действительно колоссальный, компании-прокатчики мало того что не рискуют выходить с ним в одну дату, так еще и вынуждены отвлекать внимание зрителей широкими рекламными кампаниями своих собственных релизов, чтобы с 27 декабря люди уже пошли на их фильмы.
Так, например, компания «Наше кино» намерена потратить на продвижение своего мультфильма «Три богатыря на дальних берегах» 100 млн рублей, «Каропрокат» и «Enjoy Movies», чтобы привлечь зрителей на «С новым годом, мамы!», — 200 миллионов рублей. В ход идет все — реклама на телевизионных каналах, размещение баннеров в Москве и региональных центрах, сотрудничество с сетями питания и так далее. Все понимают, что упустить зрителя в новогодние каникулы ни в коем случае нельзя, потому что львиная доля доходов прокатчиков делается именно в эту жаркую пору.
После январских каникул, в кинотеатрах, как правило, случается большой спад зрителей. В это время ни один прокатчик не выпускает крупных релизов. С другой стороны, именно в этот период в кинотеатрах можно наблюдать разнообразие, поскольку киносети стараются заполнить залы самыми разными по жанру картинами. Блокбастеры же начинают выходить в мировой прокат с апреля — так работает Голливуд.
Что у нас
На кинорынке любая компания-дистрибьютор старается своей презентацией убедить киносети взять именно их фильмы, поэтому представители кинотеатров (особенно небольших) оказываются в затруднении, что именно выбрать, чтобы не прогадать. Иркутская киносеть «Баргузин», имеющая в городе полтора десятка больших и малых залов, имеет возможность не терзаться сомнениями.
«Мы можем себе позволить взять много фильмов, поэтому мы сотрудничаем практически со всеми крупными прокатчиками и стараемся показывать нашим зрителям все многообразие кинофильмов, выходящих на экраны, — рассказывает заместитель генерального директора киносети «Баргузин» Надежда Мильвид. — В этом году мы стали показывать и фестивальное кино, и арт-хаус в нашем кинотеатре премиум-класса «Дон Отелло», со следующего года там же начнем показывать мировые оперы на большом экране от ведущих театров мира в 3D в рамках очень интересного прокатного проекта CinemaEmotion от компании «Невафильм». Этого в Иркутске еще никто не делал. Первый опыт показа такого рода фильмов был в «Баргузине», когда мы демонстрировали на большом экране уникальный концерт группы Queen. Сейчас в кинотеатре «Баргузин» идет глобальная реконструкция, в результате которой он прирастет еще двумя залами, и мы сможем демонстрировать в «Баргузине» еще больше разных фильмов».
Всего за четыре месяца иркутские зрители только в киносети «Баргузин» получат возможность увидеть порядка 80 новых фильмов.
Также среди новшеств кинорынка можно выделить прокатный проект «Проверено временем», в рамках которого компания-дистрибьютор «Каравелла DDC» предлагает кинотеатрам фильмы, уже ставшие классикой. В эту линейку попали ленты с культовым статусом от самых крупных голливудских студий, которые прошли ремастеринг звука и изображения. Среди релизов значатся «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино, «Ромео и Джульетта» База Лурмана с Ди Каприо в главной роли, а также «Эдвард руки-ножницы» Тима Бертона с Джонни Деппом. Представитель киносети «Баргузин» Надежда Мильвид говорит, что считает проект перспективным и не исключает, что некоторые картины из этой линейки могут появиться в иркутских кинотеатрах.
"Байкал24"
по материалам