Кормушка для чиновника

Республиканский бюджет 2012 года по-прежнему содержит массу расходов, от которых легко можно было бы отказаться

На минувшей сессии Народного Хурала был принят республиканский бюджет на 2012 год. Главный документ ближайшего будущего Бурятии, как и в прежние времена, показал свою четкую чиновничью ориентацию.

Глядя на наш бюджет, складывается впечатление, что все громкие заявления о поэтапном сокращении госслужащих, экономии бюджетных средств, более эффективном предоставлении государственных услуг и следованию лозунгу “жить надо по средствам” на поверку оказались не более чем слова.

Прилипал к республиканскому бюджету назвал сам президент

В 2007 году, в самом начале своей работы, Вячеслав Наговицын заявил о необходимости ужать армию республиканских госслужащих, оставив в правительстве всего 1066 человек против 1500 работавших. Вторая попытка была предпринята в прошлом году, когда в ответ на общероссийский призыв на свет родился указ об оптимизации штатной численности исполнительных органов власти в Бурятии. К 1 апреля 2010 года штат республиканских чиновников должны были сократить на 5 процентов, к 1 апреля 2012 года еще на 5 процентов, а к 2013 году увольнению подвергнутся еще 10 процентов, после чего общее число республиканских госслужащих ужмется до 1050 человек. Основная идея “чистки” — оптимизация государственных функций и экономия бюджетных средств. К примеру, проведенный минфином РФ анализ деятельности государства на федеральном уровне признал 1,5 тысячи государственных функций избыточными (ненужными), 263 дублирующими и 868 — требующими существенных изменений. Сокращение этого 20-процентного балласта к 2013 году позволило бы государству сэкономить больше, чем составляет нынешний бюджет Бурятии.

Издавая свой указ два года назад, Вячеслав Наговицын рекомендовал провести сокращение штатной численности аппарата Народного Хурала, Конституционного суда Бурятии, Счетной палаты РБ и республиканского избиркома, надо полагать, имея на то веские основания. Слишком дорого обходится местная власть бюджету, состоящему на 40% из дотаций. Некрасиво, знаете ли, шиковать так на чужие деньги, нагло залезая в карман Родине. Между тем ни одна из вышеперечисленных структур, на содержание которых ежегодно отпускаются из нашего дотационного бюджета многомиллионные транши, не только не испытала за это время никаких сокращений, но и стала обходиться налогоплательщикам еще дороже.

Конституционный суд — самый дорогой суд в Бурятии

Вопрос о такой паразитической структуре на теле республики, как Конституционный суд Бурятии, был поднят два года назад депутатом Народного Хурала Владимиром Гейдебрехтом, который высказал мысль, что функции Конституционного суда вполне мог бы взять на себя Верховный суд Бурятии. Конституционный суд обходится ныне республике почти в 9 млн. рублей в год (такая же сумма, к примеру, была потрачена на дошкольное образование Бурятии) при том, что деятельность его весьма условна. Когда-то на заре перестройки Конституционный суд действительно активно участвовал в жизни республики, разрешая споры между разными ветвями власти. Однако в последние годы к помощи этого органа власти прибегают сущие единицы. На фоне того, какой вал дел приходится рассматривать мировым судьям и судам общей юрисдикции, 2-3 обращения в год (!) граждан к услугам нашего Конституционного суда выглядят нелепостью. Если исходить из того, что в штате здесь работает 9 человек, включая председателя суда, финансово-хозяйственный отдел и отдел кадров, то в среднем на каждого члена Конституционного суда в год республика тратит по 1 млн. рублей, при том, что такой орган, как Конституционный суд, не обязателен для субъекта федерации. Конституционного суда нет, к примеру, в Иркутске, Томске, Омске, Новосибирске и множестве других российских городов, где с вопросами соответствия Конституции как-то справляются с помощью обычной судебной системы.

Вместо доплат VIP-пенсионерам Бурятия могла бы каждый год строить по одному детскому саду

Скажите, зачем республике постоянное представительство в Монголии (5,6 млн. рублей) или полномочное представительство при президенте России в Москве (37 млн. рублей в год), эффективность деятельности которых — большой вопрос? Еще в начале 2004 года Леонид Потапов своим указом закрыл представительства Бурятии на Дальнем Востоке, Киеве, Минске и даже в Кяхте по вполне банальной причине — результаты их деятельности не оправдывали с экономической точки зрения их содержание. В 2012 году администрация президента и правительства Бурятии обойдется налогоплательщикам во внушительную сумму 938 млн. рублей (почти столько же выделяется на деятельность агентства по делам семьи и детей). Зарплата президента Бурятии (5,3 млн. рублей) выросла до такой степени, что оказалась равна расходам на всех депутатов Госдумы и членов Совета Федерации от Бурятии вместе с их помощниками. Несмотря на общественный протест, наш бюджет продолжает финансировать доплаты к пенсиям бывших чиновников — госслужащих субъектов РФ и муниципальных служащих, тратя на эти цели 219 млн. рублей в год (стоимость среднего детского сада). Для сравнения: на региональную доплату тем, кто получает минимальную пенсию по старости, власти смогли выделить только 3,6 млн. рублей. Еще один детский сад (225,7 млн. рублей) “съедают” расходы на нынешних депутатов Народного Хурала, при том, что в советское время парламент стоил бюджету копейки. Счетная палата обходится нам в 40 млн. рублей, избирком — почти в 25 млн. рублей. Сколько спортивных площадок, объектов коммунального хозяйства, школ мы могли бы построить на эти деньги, страшно даже представить.

— Возмущает, что мы не можем найти небольшие деньги на повышение мизерной зарплаты работникам культуры, и в то же время выкидываем огромные средства, к примеру, на празднование Дней Бурятии в Москве, которые можно было бы проводить куда с меньшим размахом и апломбом, — поделился своими мыслями депутат Народного Хурала Владимир Гейдебрехт. — Для человека, привыкшего считать каждый рубль, от таких цифр (аренда, приглашение музыкантов, бомонда) волосы становятся дыбом. В следующем году будет увеличена сумма резервного фонда президента (426,6 млн. рублей), что также нельзя признать разумной тратой бюджетных денег. Резервный фонд создавался для помощи людям в чрезвычайных ситуациях, а его превратили в удобную палочку-выручалочку. Приехал президент, дал с барского плеча кто что попросил и стал для всех хорош. Бюджет должен распределяться строго по утвержденным статьям расходов. Считаю, что мы вполне могли бы обойтись без Конституционного суда, раза в два сократить расходы на Народный Хурал, однако все эти идеи затрагивают отдельных личностей, а потому продвинуть их в жизнь будет чрезвычайно сложно.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ