Проблемы бассейна как в капле воды

Участники 3-го заседания Бассейнового совета Ангаро-Байкальского бассейнового округа (БС АББО), состоявшегося в Иркутске 9 декабря, обсуждали проблемы, размеры которых в Байкальском регионе даже трудно с чем-то сопоставить.

В состав совета входят по должности представители правительств Красноярского края, Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края; сотрудники федеральных агентств — водных ресурсов, по недропользованию, по надзору в сфере недропользования, морского и речного транспорта, по рыболовству; федеральных служб — по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, по экологическому, технологическому и атомному надзору, по ветеринарному и фитосанитарному надзору; представители Министерства энергетики Российской Федерации и муниципальных властей четырех сибирских регионов; руководители предприятий-водопользователей и общественных организаций.

Почти все участники совета пришли на встречу не с пустыми руками — правительство Иркутской области раздало всем гостям по экземпляру государственного доклада о состоянии охраны природы в регионе, сотрудники Института географии имени В.Б.Сочавы — газету «Исток» (полностью посвященную водным ресурсам Сибири), а один из ученых — книгу «Минеральные ресурсы Иркутской области».

Отчеты министерства природных ресурсов правительства Республики Бурятия и отдела водных ресурсов такого же министерства правительства Иркутской области отличались друг от друга только названиями населенных пунктов, рек, от разлива которых были спасены эти населенные пункты, и объемом финансовых средств, выделенных из региональных и федерального бюджета на эти цели.

Разница между двумя регионами заключается в том, что Иркутская область все-таки богаче водными ресурсами, и доклад о попытках спасти два озера в Бурятии, пересыхающих и зарастающих травой, для нас звучит довольно странно. Тем не менее перед всеми сибирскими регионами стоят одинаково сложные проблемы по урегулированию пользования водными объектами — процесс этот с тех пор, как он вышел из-под контроля государства в последние десятилетия, так и не удается ввести в нормальное русло.

Именно об этом говорили в симметричных докладах «Обеспечение безопасности гидротехнических и воднохозяйственных сооружений» руководитель Прибайкальского управления Ростехнадзора Виталий Варлыгин и заместитель руководителя Забайкальского управления Сергей Хышиктуев. Перед двумя отделениями одного ведомства стоят совершенно одинаковые задачи по контролю за состоянием плотин, дамб, прудов и обводненных карьеров, а первая по значимости из этих задач на сегодня — поиск тех, кто владеет этими сооружениями и, следовательно, должен отвечать за их безопасную эксплуатацию.

В советское время в Иркутской области и Бурятии были построены сотни различных гидротехнических и воднохозяйственных объектов, и если за самыми крупными из них присматривают хорошо подготовленные специалисты энергетических и сельскохозяйственных компаний, то за мелкими прудами и дамбами присмотра нет очень давно.

Как ни странно, оперируя одинаковыми законами и одинаковым набором административных рычагов, два ведомства пришли к разным результатам: в Иркутской области к концу нынешнего года осталось 78 бесхозных объектов, а в Бурятии—всего 6. Когда председательствовавший на заседании совета заместитель председателя БС АББО Юрий Крашенинников поинтересовался причинами этой выдающейся по современным меркам успешности, Сергей Хышиктуев сказал просто: активно привлекали к делу прокуратуру, а та уже и собственника находила, и раскошелиться на ремонт помогала.

При этом у наших восточных соседей остаются опасения за судьбу объектов: как сказал Сергей Хышиктуев, в некоторых населенных пунктах только глава местной администрации имеет высшее образование — специалистов же остро не хватает.

Давно назревший и до сих пор не решенный вопрос — определение размера границ водоохранной зоны озера Байкал. Отчитываясь о проделанной в 2010 году работе, заместитель руководителя управления Байкалводоресурсы Ольга Коломеец напомнила участникам совета, что документы иркутских ученых, подготовивших предложения по установлению экономически, экологически и научно обоснованных границ зоны, лежат в Государственной думе без движения с 2007 года.

Тем временем у граждан и организаций возникает множество проблем: невозможно определить законность выделения земельных участков и ведения хозяйственной деятельности, нельзя наказать откровенных нарушителей природоохранного законодательства, невозможно вести просветительскую работу. Невозможно даже установить простейшие предупреждающие знаки — не то что пресекать самовольные захваты земли.

Оценить масштабы проблем позволяют некоторые цифры. На территории одной только Республики Бурятия по берегам Байкала расположены 292 объекта, в том числе 184 туристические базы. Большинство из них не имеют никаких разрешительных документов, паспортов и правил пользования местами массового отдыха. Зачастую проблемой становится стремление граждан прибыть на место отдыха с ветерком и комфортом — так в прибрежной зоне возникают стихийные стоянки автомобилей, каждая из которых вскоре обзаводится свалкой использованных материалов, ветоши и различного металлического и пластмассового лома.

Нельзя сказать, что правительство Бурятии и приданные ему силы — от милиции до территориальных органов различных агентств и служб — бездействуют: в докладе были упомянуты десятки проверок, административных дел и исков, переданных в суды. Однако очевидно, что этого мало: спрос на отдых и, соответственно, прибыль нарушителей намного больше, чем взысканные с них штрафы.

В завершение работы состоялись выборы заместителей председателя совета, внесены коррективы в список участников и намечен план работ на 2011 год. Предполагается, что в следующем году члены совета будут встречаться чаще, но в более узком кругу — совет будет работать по тематическим секциям, каждую из которых посвятят одной проблеме.

Борис Самойлов.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ