Обеспечить жильем 700 молодых семей - это серьезное достижение Года молодежи

Министр физкультуры, спорта и молодежной политики Иркутской области Игорь Иванов рассказал агентству "Интерфакс-Сибирь" о задачах трехлетней программы "Молодежь Иркутской области" и перспективах развития физкультуры и спорта в регионе.

- Игорь Владимирович, каких результатов в области молодежной политики удалось достичь в этом году?

- Что касается нормативных документов, которые были разработаны в 2010 году, то необходимо отметить две новые программы по реализации молодежной политики. Программа "Комплексные меры профилактики злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами на 2011-2013 годы" является логичным продолжением той работы, которая ведется в регионе по недопущению вовлечения молодежи в употребление наркотиков. Благодаря вниманию губернатора Дмитрия Мезенцева к вопросам молодежи, в регионе впервые появилась программа "Молодежь Иркутской области". Из регионального бюджета на ее реализацию в 2011 году будет направлено 53 млн рублей. Это серьезная сумма, которая обеспечивает ресурсное обеспечение молодежной политики.

Кроме этого, подготовлен ряд изменений в программу "Молодым семьям - доступное жилье". В частности, изменен возраст молодых семей-участников программы для получения дополнительных выплат по рождению ребенка. Если в предыдущих версиях программы этот возврат был до 30 лет, то на сегодня он составляет 35 лет. Это является достаточно серьезным стимулом для рождения детей в молодых семьях. Данным видом субсидий воспользовались уже более половины молодых семей - участников программы.

Также появилась возможность постановки на учет молодых семей, которые хотят улучшить свои жилищные условия. В предыдущей редакции возможность постановки на учет ограничивалась 2010 годом. В настоящее время принято решение продлить этот срок до 2019 года. В 2009 году в бюджете Иркутской области на реализацию программы было заложено 30 млн рублей. Это позволило справить новоселье только 44 семьям. В 2010 году финансирование было увеличено в 5,5 раз и составило 165 млн рублей. Если говорить языком цифр, то за предыдущий период, с 2005 по 2009 годы, свои жилищные условия улучшили 585 молодых семей. Между тем, в этом году губернатор поставил задачу обеспечить жильем 700 молодых семей. Это огромная ответственность для министерства и муниципальных образований, которые будут заниматься реализацией программы в части софинансирования. Я считаю это серьезным достижением Года молодежи.

Мы находимся под пристальным вниманием со стороны как областных властей, так и федеральных. По итогам 2010 года на реализацию программы "Молодым семьям - доступное жилье" из всех регионов СФО Иркутская область привлекла наибольшее количество средств федерального бюджета - свыше 127 млн рублей. Для сравнения: в прошлом году мы смогли привлечь только 21 млн рублей. Это огромный прорыв, свидетельствующий о результативной работе с федеральным центром. При такой поддержке из федерального и областного бюджетов муниципалитетам легче проводить данную программу в жизнь и решать вопрос закрепления молодежи в регионе. Мы все отлично понимаем, что самая главная проблема для молодых специалистов - наличие собственного жилья.

Подводя итоги года, хочу подчеркнуть, что традиционно Иркутская область является победителем Дельфийских игр. Талантливые молодые люди завоевали для региона медали по разным номинациям. Среди молодежи у нас достаточно творческих, неординарных людей. В области выстроена эффективная система работы с талантливой молодежью, которая занимается их поиском, поддержкой, и результаты оцениваются на федеральном уровне.

Кроме того, в 2010 году в Приангарье был сформирован сводный студенческий отряд, который работал на всероссийской олимпийской стройке "Сочи-2014". Отряд прокладывал объекты инфраструктуры и привез награду за эффективность и качество. Работа в Сочи будет продолжена в следующем году, и мы надеемся увеличить количество ребят в студотряде, работающих на объектах "Сочи-2014".

- Расскажите, пожалуйста, поподробнее о трехлетней программе "Молодежь Иркутской области", которая впервые принята в регионе. Какие мероприятия она предусматривает?

- Это комплексный межведомственный документ, который является продуктом работы всех заинтересованных структур. Когда мы формировали программу, она в течение трех месяцев активно обсуждалась, прошла общественные и депутатские слушания. Программа получилась серьезная и, на мой взгляд, сбалансированная с точки зрения постановки целей и задач, четкого формулирования результативности, что позволит ей стать реальным инструментом программы социально-экономического развития Иркутской области.

В документ входит подпрограмма "Патриотическое воспитание граждан Иркутской области и допризывная подготовка молодежи". С 2011 года предусмотрено создание региональной системы специалистов по патриотическому воспитанию граждан на уровне муниципальных образований. Эта система зарекомендовала себя на уровне профилактики наркомании, поэтому было принято решение распространить положительный опыт. Более 40 специалистов по патриотическому воспитанию будет работать в муниципалитетах, чтобы динамично реагировать на изменения в обществе. Важно, чтобы патриотическая работа велась не только на региональном уровне, но и по месту жительства, учебы. Данная работа не может быть уделом только специалистов, она должна стать делом и заботой каждого со стороны общественных организаций, школ, различных учреждений.

Планируется создать сеть клубов по патриотическому воспитанию и поддерживать работу в муниципалитетах на конкурсной основе. Необходимо поддержать те программы, которые зарекомендовали себя в территориях. Мы будем тиражировать лучший опыт и внедрять новации по вопросам патриотического воспитания. Таким образом, будет сформирована определенная система подходов к духовно-нравственному воспитанию молодежи. Наша задача - дойти до каждого поселения, скоординировать эту работу и сделать ее направленной, чтобы воспитывать уважительное отношение к государству, к чувству долга перед страной и людьми, чувство вовлеченности в общественные, экономические, политические процессы.

Традиционными стали для области военно-спортивные игры "Зарница", "Орленок", "Юный спасатель" и ряд других. Важно, чтобы представители всех муниципалитетов региона имели возможность участвовать в этих играх.

Большое внимание в программе "Молодежь Иркутской области" уделяется допризывной подготовке, состоянию здоровья молодых людей, которые попадают под призывной возраст. Анализ показывает, что ежегодно уровень здоровья и качество призывников ухудшаются на 10%. В ходе медицинских осмотров выявляются больные с "букетом" заболеваний в хронической форме. Программа предусматривает создание паспортов подростков с 14-летнего возраста. Запланирован комплекс мероприятий для профилактики хронический заболеваний, чтобы как можно раньше выявлять болезни у молодых людей и лечить их. Надеемся, что взаимная работа с системой здравоохранения даст результат по улучшению состояния здоровья подростков в целом.

Мероприятия второго блока программы направлены на самореализацию молодежи. Планируется поддерживать творческие союзы молодежи, навыки изобретательства и инновационной деятельности. Кроме того, Иркутская область всегда славилась традициями добровольчества, развитым студенческим трудовым движением. Мы заложили ресурсы для материального обеспечения стройотрядов.

В целом программа "Молодежь Иркутской области" соотносится с федеральными документами, и мы имеем возможность привлекать средства из федерального бюджета.

- Что предпринимают региональные власти, чтобы снизить миграционный отток молодежи из региона?

- Давайте проанализируем, почему молодежь уезжает из региона. Основная часть молодых людей покидает Приангарье для продолжения учебы. Казалось бы, Иркутск - студенческий город, где более 30 вузов, свыше сотни учреждений среднего специального образования. Тем не менее, молодежь мигрирует, чтобы получать образование. Если посмотреть по другим субъектам СФО, то выяснится, что в Иркутск едут молодые люди из Бурятии, Забайкальского края, Дальнего Востока за образованием. А наша молодежь соответственно стремится уехать в западные регионы - Новосибирскую область, в регионы центральной России. К сожалению, это общероссийская тенденция.

Сегодня уровень качества предоставления образовательных услуг несколько не соответствует рынку труда, который сформирован в регионе. Рынок труда ориентирован на одних специалистов, а по факту они готовятся по другим специальностям. Чтобы сбалансировать рынок труда и рынок образовательных услуг, надо серьезно работать на региональном уровне. Тогда мы сможем решить еще одну проблему, по которой уезжает молодежь: она едет в поисках работы, и не потому, что негде трудоустроиться, а из-за уровня средней зарплаты, уровня организации рабочего процесса, наличия детсадов, досуговой инфраструктуры. Все это приводит к тому, что молодые люди покидают регион, и не все возвращаются. Молодое население области в определенной мере пополняется за счет прибытия из восточных регионов.

В программе серьезный блок отведен профориентации. Выпускники школ выбирают профессию не по прогнозам развития рынка труда и спроса, а по модным трендам, которые существуют в обществе и задаются родителями. Поэтому выпускникам необходимо дать достоверные знания о востребованных специальностях, о том, какова среднесрочная перспектива развития отдельных отраслей экономики области.

В результате реализации программы мы ожидаем, что молодые люди начнут выбирать профессию осознанно и будут ориентироваться на региональный рынок труда.

Кроме того, мы заложили механизмы выявления и сопровождения талантливых молодых людей, которые успешны в науке. Это касается программ содействия молодым специалистам на ближайшие три года по окончанию вузов. Мы ожидаем, что при поддержке молодые специалисты будут чувствовать себя более комфортно, работая на предприятиях и в учреждениях Иркутской области.

- Как продвигается работа по созданию банка данных талантливой молодежи?

- Мы приступили к созданию банка данных талантливой молодежи, чтобы определить интеллектуальный ресурс молодых людей, которые работают в учебных заведениях, научных центрах, институтах. Сейчас они все разрознены, каждый ограничен в информации. Молодой ученый может заниматься очень важной работой, но кроме его научного руководителя об этом никто и не знает. Поэтому одна из наших задач - поддерживать молодых ученых, аспирантов через подключение к единой национальной системе базы данных молодежи на ресурсе президента РФ www.kremlin.ru. Уверен, Иркутская область будет достойно представлять ученых и специалистов, и тем самым получит возможность привлекать федеральные средства, использовать поддержку различных государственных и негосударственных фондов. База данных позволит талантливой молодежи напрямую общаться, искать ресурсы для своих исследований, изобретений. Банк данных - это кадровый резерв. Он будет полезен и власти, и конкретным работодателям для поиска неординарных молодых специалистов, нацеленных на создание карьеры. Сегодня мы видим катастрофическое старение профессиональных ресурсов во всех сферах. К сожалению, между поколениями нет преемственности. Все организации набирают людей в возрасте 27-30 лет, имеющих опыт работы 3-5 лет. А откуда взять этот опыт, если между молодыми специалистами и зрелыми профессионалами не создана форма кураторства, попечительства?

- Скажите, как на ваш взгляд, а муниципальные власти региона уделяют проблемам молодежи должное внимание?

- Экономических кризис, который докатился до муниципальных образований, сказался в том, что главы муниципалитетов решили экономить на молодежи. Мы ежегодно отслеживаем динамику финансирования молодежных программ. В некоторых муниципалитетах сокращение расходов, связанных с тяжелой экономической ситуацией, прежде всего, отразилось на работе с молодежью. На наш взгляд, это пагубная вещь. В территориях можно принимать самые разные программы социально-экономического развития, настроить предприятий, дворцов, но пока они будут возведены, там не останется ни одного молодого человека. Люди просто уедут, чувствуя свою ненужность. Муниципалитеты, которые идут на сокращение расходов по работе с молодежью, обрекают себя на бесперспективность.

С другой стороны, ряд муниципалитетов, увидев пристальное отношении к проблемам молодежи со стороны региональных властей, приняли свои программы по улучшению жилищных условий для молодых семей. Если мы посмотрим статистику 2005 года, то тогда было всего 8 муниципальных программ, а сегодня их уже 24. Чем молодежь еще можно закрепить в территориях, если не жильем? Например, активно эта работа налажена в городе Черемхово, где молодому мэру близки проблемы молодежи.

В Иркутском районе мэр уделяет большое внимание развитию спорта, поддержки молодых семей. Усть-Илимск отличился на конкурсе "Молодежь Иркутской области в лицах". В этом городе грамотно выстроена работа с молодежью, чтобы сделать жизнь для нее максимально комфортной. В Зиме создан один из первых центров активной молодежи, также в качестве "пилотной" площадки здесь был открыт консультативный центр по проблеме наркомании. Власти Ангарска нашли свои новации при работе с молодежью. Клуб молодых семей "Берегиня" из Тайшетского дважды представлял область на всероссийском конкурсе и становился победителем. В Братске активно идет работа со студенчеством.

Что касается Иркутска, где учится 120 тыс. студентов, то здесь хотелось бы видеть более развитую инфраструктуру по оказанию услуг для молодежи.

- Игорь Владимирович, вопросами молодежной политики Вы занимались несколько лет. Недавно Вас назначили региональным министром физкультуры, спорта и молодежной политики, соответственно спектр интересов расширился. Какие первоочередные задачи в развитии спорта вы для себя поставили?

- Прежде чем говорить о развитии, надо знать, в каком состоянии находится сфера физкультуры и спорта. В первую очередь, здесь требуется серьезная ревизия. Необходимо выяснить, насколько качественно ведется работа в муниципальных образованиях, какова обеспеченность материально-технической базы, уровень доступности. Это большой пласт работы.

Иркутская область входит в последнюю десятку в РФ по обеспеченностью спортсооружениями, по вовлеченности в занятия физкультурой и спортом. Нужно делать выводы, почему так происходит. Я не уверен, что все упирается только в деньги.

Второе, на чем хотелось бы хотелось сосредоточить внимание, это кадры. Нам надо понять, на каком уровне проводится системная подготовка специалистов в сфере физкультуры и спорта. Самое ценное – это люди, тренеры, преподаватели, которые каждый день занимаются в кружках, секциях. Нам нужно создать механизмы поддержки тренеров и спортсменов, чтобы они имели достойную систему оплаты труда и поощрялись за результаты в спорте, чтобы имели соцгарантии, были защищены в различных ситуациях.

Еще один важный момент - это инфраструктура. В ходе ревизии мы выясним, насколько регион обеспечен простейшими спортсооружениями по месту жительства. Я не говорю о серьезных объектах, в которых нуждаются область и муниципалитеты. Речь идет об элементарных спортплощадках, которые должны быть во дворах, в зоне пешеходной доступности. Чтобы говорить о массовости и популяризации здорового образа жизни, первое, на что надо направить усилия в 2011 году, - это создать условия, где ребятишки могли бы попинать мячик, покатать шайбу. Только после этого спорт станет нормой для подростков, и они пойдут дальше заниматься в секции.

Впервые с 2008 года в проекте областного бюджета на следующий год по разделу "Физическая культура и спорт" были увеличены расходы на 50 млн рублей. Все эти средства целевые и предназначены для строительства простейших плоскостных спортивных сооружений на условиях софинансирования с муниципальными образованиями. Это будет первым шагом для улучшения спортивной инфраструктуры.

Кроме того, мы готовим заявки на 2011 год, чтобы максимально использовать федеральный ресурс и привлечь средства на спортивную сферу. От имени губернатора подготовлены и отправлены в адрес Минспорттуризма РФ пакеты заявок на получение средств из федерального бюджета.

В 2010 году получены федеральные средства на достройку Ледового дворца в Иркутске. В рамках 350-летия Иркутска будет построен городской бассейн "Юность". "Газпром" по программе социально-экономического партнерства в этом году заложил камень водно-спортивного комплекса, строительство которого завершится в 2012 году.

Сегодня крайне важно добиться позитивных изменений в сфере спорта, создать спортивную инфраструктуру шаговой доступности. Мы будем делать все, чтобы сформировать у людей культуру здорового образа жизни, навыки и потребности в регулярных занятиях физкультурой и спортом. Также мы направим усилия на создание системы поддержки талантливых спортсменов и их тренеров, которые могут профессионально представлять область на межрегиональном, российском и международном уровнях.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ