Ворота в Европу

Авиарейс «Иркутск – Мюнхен» может на многие годы занять стабильное место в путеводителях для туристов и бизнесменов и стать «точкой роста» для региона. Но для такого развития событий предстоит еще многое сделать.

Появление в расписании иркутского аэропорта рейса «Иркутск-Мюнхен» сразу оптимистично назвали «открытием ворот в Европу». Действительно, если раньше все транспортные пути шли только через Москву, то теперь сел – и через несколько часов уже в Германии, откуда рукой подать до любой нужной точки в странах Евросоюза. Но, как оказалось на практике, спрос на это направление пока не оправдывает ожиданий. И будущее рейса оказывается под вопросом, а вместе с ним - и реализация больших надежд на сотрудничество в различных сферах между столицей Восточной Сибири и Германией.

Во многом такая ситуация вызвана недостатком информации с обеих сторон: иркутяне мало знают о Германии, немцы - об Иркутске. Первыми шагами в решении проблемы стали взаимные визиты официальных делегаций: сначала за границу отправились представители правительства и бизнес-элиты Приангарья, а в июле состоялась презентация Мюнхена в Иркутске.

Сегодня Мюнхен - один из крупнейших экономических и производственных центров мира. Он находится в числе лидеров в автомобильной отрасли, военной промышленности, производстве оружия, систем навигации для космической отрасли, а также страховании, производстве и разработке высоких технологий (электроники, комплектующих для компьютеров), медицинского оборудования. В Мюнхене широко развита банковская сфера (на втором месте после Франкфурта). Кроме того, Мюнхен славится одним из крупнейших и лучших университетов Германии и влиятельнейшими СМИ - журналом Focus и газетой Süddeutschen Zeitung, поэтому считается колыбелью прессы. Мюнхенский аэропорт - №2 в Европе, что дает дополнительные бонусы. По мнению аналитиков, иркутский бизнес не может работать с Баварией в нефтяном и газовом, да и вообще в сырьевом секторе, так как эти взаимоотношения между Баварией и Россией уже определены. Маловероятен и приход иркутского бизнеса в Мюнхен как самостоятельного производства, но при этом возможна реализация совместных идей. Немцы рассматривают Иркутскую область не только как рынок сбыта, они готовы сотрудничать, например, в области экологии, лесопереработки.

- Основная цель сотрудничества Мюнхена с Иркутской областью - создание совместных предприятий, - говорит Геральд Апельд, советник президента международного аэропорта Мюнхена. - Мы можем приезжать и презентовать здесь свой бизнес-потенциал, но мы не знаем, какие удобные для этого форматы у вас существуют. Наши топ-менеджеры готовы лично участвовать во встречах с заинтересованными бизнесменами в Сибири, только визиты надо готовить месяца за три и уже не менять список приглашенных, давать гарантию, что будут именно те, кто заявлен. Сейчас развитию отношений между Мюнхеном и Иркутском мешает отсутствие информации, надо ее генерировать.

Представители приглашенной стороны обратили внимание и на то, что Иркутская область должна заинтересовывать зарубежных партнеров и как туристический объект: ведь даже бизнесмен предпочтет сначала просто познакомиться с регионом, и уже потом, на основе полученных общих впечатлений, задуматься о возможностях бизнеса.

- У нас много людей, которые влюблены в ваш регион, у нас показывают фильмы о вашем крае. Немцев привлекают Сибирь, Байкал как нечто неизведанное, они крайне заинтересованы приехать и увидеть все лично, но у нас недостаточно информации об услугах, об условиях проживания, достопримечательностях, - комментирует Наталья Шад, Впредставитель компании «Tourismusamt Munchen». – Для того чтобы привлечь западных туристов, вам необходимо проводить презентацию своих возможностей на международных выставках (они проходят в феврале), на ИТБ в Берлине, на выставке инвестиционных проектов, где каждый год принимают участие правительства Москвы, Санкт-Петербурга и западных стран. Не сомневаюсь, маршрут в Иркутск заинтересует крупнейших туроператоров Германии, и они приедут, чтобы оценить возможности вашей инфраструктуры и предложить варианты сотрудничества.

Переговоры между некоторыми немецкими и иркутскими туроператорами ведутся уже сейчас. Привлекательности Иркутску добавляет и то, что его аэропорт может рассматриваться как транзит в Монголию, Китай и Японию, ведь из Мюнхена туда нет прямых рейсов, а немцам эти страны тоже интересны. По словам Натальи Шад, в международном секторе нужен транзитный отсек, чтобы при перелете не получать визу в Россию, и удобная стыковка рейсов.

Но грамотно продвигать наш регион - достаточно сложная задача. Однако еще сложнее другая: обеспечить достойный уровень инфраструктуры и сервиса. Одними красотами природы и деревянным зодчеством требовательных и искушенных немцев не удивить, необходимы качественные условия проживания, комфортный транспорт и хорошие дороги, квалифицированные гиды и переводчики. Пока же в этом отношении мы далеки от Европы.

- У байкальского региона есть все: уникальная природа, интересная история, прекрасный областной центр, чем-то похожий на старинные европейские города. Видно, что Иркутск на рубеже 19-20 веков был интеллигентным и богатым, вам надо постараться очень бережно относиться к наследию вашего прошлого – потому что это ваша ценность и изюминка, - отмечает Наталья Шад. - Пока вам просто не хватает профессионализма, чтобы все это показать и сделать из этого продукта конфетку. Кроме того, гостиничная инфраструктура Иркутска далека от европейского уровня.

Взаимодействие с Баварией открывает большие перспективы для региона, и в сотрудничестве на уровне бизнеса заинтересованы как иркутяне, так и представители Мюнхена. Но чтобы эти перспективы стали реальными, необходима серьезная поддержка власти – как городской, так и региональной. Только совместными усилиями можно сделать так, чтобы «ворота в Европу» для Иркутска не закрылись.

Анна Важенина

"Иркутский бизнес-журнал"







РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ