В Государственном бурятском академическом театре драмы им. Хоца Намсараева продолжается работа над постановкой пьесы молодого драматурга Галсана Нанзатова «Тихий Булат», премьера которой запланирована на 21-25 ноября. Ставить спектакль приглашен режиссер из Санкт-Петербурга Искандэр Сакаев, который работает в столице республики с начала октября, а театральной среде он известен по своему спектаклю «Ашик Кериб», который был показал в нашем городе в ноябре прошлого года на фестивале национальных театров «Алтан Сэргэ». Накануне премьеры Искандэр Сакаев рассказал «Новой Бурятии» о своей профессии, о том, чем живут национальные театры и что такое актерский «психический вывих-сдвиг».
– Искандэр, расскажите, пожалуйста, о премьере.
– Пьеса «Тихий Булат» об обретении и потере человеком себя. По жанру это будет такая сказка для взрослых с элементами фэнтези. Текст пьесы много раз переделывался, но надо отдать должное автору – у него прекрасное чутье на язык, он ведь живет в этой культурной среде, пропитан ею, что очень помогает в работе над текстом. От себя в пьесу я привнес какие-то новые структурные элементы, и здесь автор пошел навстречу моим пожеланиям. Мы вместе работаем над текстом, что-то корректируем – получается такой авторский тандем режиссера и автора.
– Какой у вас график работы? Вы ведь не «привязаны» к определенному театру?
– До Улан-Удэ я ставил спектакли, кроме Москвы и Петербурга, в Липецке, Костроме, Нижнем Новгороде, Уфе, Баку, Владимире, вот сейчас в Улан-Удэ, затем еду в Архангельск, а после в Татарстан.
– Наверное, в этом есть особая прелесть? Новые люди, новые характеры, новые проекты, наконец?
– Конечно. Ведь когда ты сидишь на одном месте, например, в одном театре, тебе не нужно постоянно что-то доказывать. А работа в разных театрах – это всегда испытание, стремление, где ты растешь сам – человечески и профессионально.
– С каким материалом вам интересней работать?
– Безусловно, это классика. К современной драматургии у меня сложное отношение. После классики в современной драматургии не хватает масштаба, воздуха, что ли.
– Вы работаете не только в русских, но и в национальных театрах. Что переживают национальные театры сейчас? И как вам наш бурятский театр драмы?
– Национальным театрам жить довольно сложно. Даже в плане репертуара. Если театры, работающие на русском языке, всегда могут обратиться как к русской и зарубежной классике, так и к современной драматургии – благо, выбор огромен, то национальным театрам volens nolens (хочешь не хочешь (лат.). – Ред.) приходится, в первую очередь, работать со своей национальной драматургией и выбирать не из того, что хочется, а брать что есть. И дай Бог, если это что-то стоящее. Бурятскому театру драмы в этом отношении повезло – есть молодые и очень разные драматурги. Но не у каждого национального театра есть такой выбор, порой им приходится работать на «подножном корму». То есть брать «никакие» пьесы и доводить их до ума уже в процессе постановки. А это отнимает время и силы от собственно режиссуры и постановки спектаклей. То есть вместо сочинения спектакля ты занимаешься сочинением пьесы.
– Что вы думаете о театре, в котором сейчас работаете? Об актёрах?
– Актеры очень долго «раскачиваются» во время репетиций. А в целом у театра неплохие перспективы, за что спасибо художественному руководителю Цырендоржо Бальжанову. Он выбрал очень правильную стратегию на мудрый, мыслящий и открытый театр. Это серьёзный зачин на будущее.
– Вы, как режиссер, каким видите настоящего актера? Мастерству можно научиться или это врожденный талант?
– И то, и другое, но все равно актер, как и любой творческий человек, имеет психический «вывих-сдвиг», то, что его отличает от нормальных, обычных людей.
- Чем занимаетесь в свободное время? Город удалось посмотреть?
– Мне казалось, что опыт должны «вытягивать» из меня по максимуму, однако это не так: у меня много свободного времени. Я был в дацане, общался с Хамбо-ламой. Он показался мне настоящим учителем – простыми словами доносил до меня сложные вещи. От него идет сильная лидерская энергия. Город интересен в центре, особенно старинные здания, дома, красивый оперный театр. Есть своя прелесть в архитектуре. Природа у вас фантастическая! А бесконечные солнечные дни вселяют в бледного жителя пасмурного Петербурга какую-то прямо-таки детскую радость.
– А на Байкале побывали? Омуль пробовали?
– К сожалению, не удалось ни то, ни другое. Но национальную кухню уже очень полюбил, особенно буузы, бухлёр, саламат.
– Назовите пять слов, с которыми у вас ассоциируется наша республика.
– Солнце, воздух, вода, Будда, степь.
– Вы постоянно в отрыве от дома, семьи. Скучаете? Неужели не хочется где-то «осесть», прикрепиться к театру?
- Пока я не нашёл такого театра, с которым хотелось бы работать постоянно. В родном Башкортостане не ценят. Да я как-то просто к этому отношусь – предложения есть, без работы не сижу. А так было бы здорово открыть свою студию. А по дому, как говорится, скучай – не скучай, но на что-то этот дом нужно содержать.
– Вы не пробовали себя в кино?
– Когда предложат, тогда и попробую. У меня второе образование по кинорежиссуре. И в активе есть одна документальная короткометражка. Но театр пока мне ближе.
– Что бы вы посоветовали выпускникам режиссерских отделений, начинающим специалистам?
– Уезжать и учиться в Москве или Петербурге. А еще лучше за границей. В провинции режиссурой можно и нужно заниматься, но получать образование и творческую подпитку необходимо в столицах.
– Как вы определите свою тему в жизни и в театре?
– «Вечный разрыв между тем, что хотелось бы, и тем, что есть». Так у меня и в театре, и в жизни.
СПРАВКА: Искандэр Сакаев – режиссер, актер театра и кино, сценарист. Работал на ГТРК «Башкортостан» (радиоспектакли по русской и национальной классике). 2001 г. - спектакль по воспоминаниям Сергея Рахманинова «Последний концерт господина R», принимал участие в постановке пьесы В. Жеребцова «Потомок». В мае 2005 года режиссер выпустил документальный фильм «Дожить до Победы», посвященный судьбе Вали Бикташева, бывшего узника фашистского концлагеря Дахау.
С августа 2005 года – режиссер Российского государственного академического театра драмы им. А.С. Пушкина (Александринского). Был ассистентом режиссера на спектаклях «Эдип-царь» Софокла, «Живой труп» Л.Н. Толстого, «Чайка» А.П. Чехова). В 2007 году на малой сцене Александринского театра выпустил спектакль «Цветы для Чарли» по роману Дэниела Киза «Цветы для Элджернона». В 2007-2008 годах работал в должности заведующего режиссерским управлением. С 2012 года преподает мастер-классы по биомеханике и работает над проектами в театрах России и Зарубежья.
Беседовала Дарья Федотова, «Новая Бурятия»