В Забайкалье логического завершения некоторых начинаний ждут порой десятилетиями. Тридцать с лишним лет ждали трассы Чита — Хабаровск, с 50-х ждут Удокан. 1 октября в Газимуро-Заводском районе запустили в эксплуатацию обогатительную фабрику на ОАО “Ново-Широкинский рудник”. Ее тоже ждали с 70-х годов прошлого века.
Клубника и свинец
В 19 километрах от Газимурского Завода обычно теплее, чем в районном центре, — здесь даже выращивают клубнику и сливы. И название этого поселка путают не реже, чем Вершино-Дарасунского в Тунгокоченском районе. Поселок называют и Новоширокой, и Новоширокинским, и Новой Широкой.
На самом деле Широкая — это село, первые упоминания о котором относятся к 30-м годам еще XIX века. По информации “Энциклопедии Забайкалья”, здесь был приискательский стан, а рабочие — китайцы и корейцы — жили в землянках. Золото добывали и после революции, а в конце 40-х XX века сюда пришли геологи Тайнинской геологоразведочной партии. Их целью была разведка Новоширокинского (пишется слитно — авт.) месторождения. Геологоразведочные работы велись до 1961 года, а в начале 70-х началось строительство рудника. Рядом — в пяти километрах от Широкой — возник новый поселок. Кто-то вполне логично называет его Новая Широкая, “Энциклопедия” склоняется к варианту с Новоширокинским. Название предприятия — ОАО “Ново-Широкинский рудник” — пишется уже через дефис.
Рудник в 70- годах начинал строить Нерчинский полиметаллический комбинат. В его состав входило четыре эксплуатационных рудника — Кличкинский, Кадаинский, Благодатский и Акатуевский. Все рудники имели законченный цикл производства и обогатительные фабрики. Продукцию — свинцовые и цинковые концентраты — вывозили в западные районы страны. На тот самый Усть-Каменогорский комбинат в Казахстане, который сегодня входит в структуру АО “Казцинк”. Строительство Новоширокинского рудника было составной частью развития горно-рудной отрасли.
К концу 80-х годов предприятие было готово на 80%. В поселке появились жилые дома, школа, детский сад, магазины — вся необходимая инфраструктура. Потом были перестройка и 90-е годы. Предприятие почти построили, потому находились желающие его приобрести. Акции продавались и покупались, но к концу 90-х годов Администрация Читинской области вместе с районом были вынуждены спасать шахты рудника от затопления. Спасли и шахты, и все оборудование. Надежды на светлое будущее у предприятия появились в начале нового века — в 2004 году лицензию на право разработки месторождения получил международный золотодобывающий холдинг Highland Gold Mining (HGM).
Английские инвестиции и казахская интеграция
С 2004 по 2006 годы ООО “Руссдрагмет”, управляющее активами англо-канадского холдинга HGM в России, вело проектные, подготовительные и ремонтно-восстановительные работы. Построили вахтовый поселок на 540 человек, три жилых дома на 39 квартир, хвостохранилище, котельные, склады, водоводы. Была выполнена геологоразведочная программа, результатом которой стало утверждение новых запасов в Государственной комиссии. Был проведен подсчет по международным стандартам, досконально исследованы руды, проведены испытания по определению оптимальной технологии. В 2006 году в проект вошел “Казцинк” — крупнейший в Казахстане на сегодня производитель свинца и цинка.
Предприятие планировалось запустить в IV квартале 2008 года, но из-за резкого падения цен на металлы в мире запуск пришлось отложить. В нынешнем августе, с учетом положительного ценового тренда по металлам, было принято решение о запуске проекта.
Обогатительная фабрика запускается раньше, чем шахты, — у предприятия уже заготовлено 30 тысяч тонн руды. Их переработают до конца 2009 года, будет детально отработана технология, получен первый концентрат, а на 15 января планируется запуск шахты. Выход на проектную мощность запланирован на 2010-2011 годы. Выпуск свинцового концентрата в год составит 20-28 тысяч тонн, цинкового концентрата — 8-9 тысяч тонн. Также будет добываться 35-40 тысяч унций золота и 700-800 тысяч унций серебра.
Среди возможных проблем нового предприятия называлось отсутствие металлургического передела и сложности с реализацией концентрата. На деле интегрированные возможности “Казцинка” позволяют перерабатывать концентрат на территории Казахстана — на том же самом Усть-Каменогорском металлургическом комплексе, на который когда-то работал Нерчинский полиметаллический комбинат. Если бы не казахи, цинковый и свинцовый концентрат с большим включением золота и серебра пришлось бы продавать в Китай по, мягко говоря, не очень выгодной цене. Примеси в будущей продукции Новоширокинского рудника считаются засоряющими, и цены на смешанные концентраты ниже, чем на концентраты чистые. У “Казцинка” же есть возможности переработать на своих предприятиях все концентраты и получить товарный продукт с высокой добавленной стоимостью. Что с ним будет дальше — вопрос коммерческий. ОАО “Ново-Широкинский рудник” может продавать его самостоятельно или позволить продать “Казцинку”.
Национальное достояние и минус 180
В числе приглашенных на открытие рудника гостей были не только руководители предприятий-владельцев рудника, министры краевого правительства и губернатор Забайкальского края Равиль Гениатулин, но и начальник строительства дороги “Нарын — Лугокан” Валентин Ураков. Днем ранее он провез главу региона на поезде от Борзи до 30-го километра железнодорожной ветки. А мог бы провезти почти до 60-го — именно здесь сегодня работают путеукладчики. Год назад на этих километрах не было не только железной дороги, но даже насыпи — одни вешки проектировщиков. Начав работу с декабря, строители — “Корпорация Инжтрансстрой” — уже весной довели насыпь до Александровского Завода. Первые поезда в этот районный центр должны прийти уже к новому году, и сомневаться в том, что эта задача будет выполнена, не приходится.
Что будет после нового года, говорить с полной убежденностью пока рано. По словам Равиля Гениатулина, финансирование проекта федеральным правительством в 2010 году продолжится. Между тем после Александровского Завода следующая опорная точка — Газимурский Завод. А от этого районного центра до Новоширокинского рудника — 19 километров. Пока же концентрат будут возить за 200 с лишним километров или в Сретенск, или на станцию Приисковая.
По словам Валентина Уракова, первые переговоры между строителями и собственниками предприятия уже состоялись. Первые готовы построить требуемые 19 километров, вторые — участвовать в строительстве. Впрочем, даже если дороги между Новоширокой и Газимурским Заводом не будет, 19 километров — не расстояние. Как говорят горняки — касками можно перенести.
Пока же Валентин Иванович, для которого всякая дорога — национальное достояние, приглашает грузовики с концентратом в Александровский Завод. По его словам, уже с 2010 года отсюда смогут ходить поезда с любыми грузами.
Андрей Козлов
<p style='padding-right:18px;' align='right'><a target='_blank' href=http://www.zabrab.chita.ru/index.php?sAction=main&nIdArticle=14643>"Забайкальский рабочий"</a></p>