Обозреватель «Пятницы» встретилась со знаменитым создателем комиксов из Франции, побывавшим на днях в Иркутске
Благодаря присутствию в нашем городе центра французского языка и культуры «Альянс Франсез» у нас есть возможность знакомиться с удивительными людьми. На прошлой неделе в Иркутске побывал — не побоюсь этого слова — культовый французский художник, автор популярных комиксов Йоанн.
Очень трудно говорить о художнике в отрыве от истории и судьбы комиксов в России. Поэтому сначала немного информации.
В СССР комиксов не было и быть не могло. О каких комиксах может идти речь, если рисованные истории в Стране Советов считались образчиком буржуазной культуры. Но кое-что все же просачивалось. В 80-х годах журнал «Наука и жизнь» несколько раз публиковал отрывки из популярных детских французских комиксов о Пифе и Геркулесе. Для советских детей, выросших на журналах «Веселые картинки» и «Мурзилка», это было настоящим потрясением. Невероятно красочные, очень веселые, экспрессивные картинки многим запомнились на всю жизнь. Их можно было рассматривать часами. Маленькое счастье советского ребенка!
Сегодня комиксы доступны каждому, их можно купить в книжных магазинах или почитать в Сети. Есть у нас и любители этого жанра, правда, их не очень много. В основном они фанатеют от американских Человека-паука, Людей Икс, Бэтмена, ходячих мертвецов либо от японских манг. И мало кто знает, что во Франции тоже есть своя индустрия комиксов. И еще какая! Готовясь к встрече с Йоанном, я нашла массу интересного о французских комиксах. Люди покупают их целыми пачками в специальных магазинах. Представляете, магазин, в котором продают исключительно комиксы! Длинные ряды стеллажей по жанрам: детские, приключения, детективы, триллеры, фантастика и фэнтези, исторические, классика. Да, комиксы, несмотря на легкомысленное название, с полным правом можно назвать искусством на стыке литературы и графики.
Многие эксперты вообще считают, что настоящие родоначальники комиксов — Франция и Бельгия. Еще в 1910 году Анри де Ста (настоящее имя — Анри де Сент-Алари) нарисовал военно-сатирический комикс «Развлекательная хроника». Сейчас довоенные комиксы очень ценятся, старейший государственный ломбард Парижа Credit Municipal de Paris объявил, что принимает в качестве залога коллекционные издания комиксов и графических романов. По данным газеты «КоммерсантЪ», комиксы, некогда считавшиеся продуктом поп-культуры, наконец обрели заслуженное признание и принесли долгожданные дивиденды преданным фанатам.
Самые популярные французские комиксы известны и у нас по их экранному воплощению: Тинтин, Астерикс и Обеликс, Спиру и Фантазио. Кстати, истории о сыщике Тинтине начали выходить еще в 30-х годах.
В общем, комиксы — это универсальная вещь. Книга, картинки и кино в одном флаконе. Во Франции очень грамотно используют их образовательный потенциал, ведь ребенку гораздо легче усвоить материал с помощью занимательных картинок. Там издаются увлекательные комиксы о великих открытиях, ученых, исторических событиях. Иллюстрации к французским комиксам рисуют первоклассные художники, такие как гость Иркутска Йоанн (Yoann Chivard), создатель продолжения культовой серии о приключениях Спиру и Фантазио.
Йоанн рассказал, что рисовать начал в три года. Причем ему нравилось рисовать именно комиксы, они его очаровали раз и навсегда. Потом были годы обучения в Академии изящных искусств в Анже.
— Я многому научился, мы изучали живопись, скульптуру, музыку. К комиксам академические преподаватели относились как к низкому жанру. Это было для них табу. Поэтому комиксы я рисовал дома.
В годы учебы Йоанн начал пробовать свои силы в создании плакатов и постеров, потом создал серию комиксов для английских журналов. Параллельно оформлял детские книги. Но главной целью были комиксы. И эта мечта сбылась. Сегодня он один из ведущих художников индустрии.
— Скажите, а чем французские комиксы отличаются от американских и японских?
— В Америке были созданы супергерои, они составляют основу индустрии. Японские манги очень своеобразны, являют собой огромный пласт культуры. Во Франции и Бельгии комиксы имеют большую литературную направленность. Выходят настоящие графические романы.
Йоанн рассказал, что художники работают в самых разных стилях: юмористическом, анимационном, мрачном — нуарном, реалистическом, стимпанковом и т. д.
Йоанн предпочитает работать над созданием юмористических комиксов, которые обожают дети и подростки. В 1997—2008 годах у него выходила развлекательно-познавательная серия «Утконос Тото» (Toto l’ornithorynque) о приключениях реликтовых обитателей Австралии. А с 2009 года художник получил очень лестное предложение — стать создателем продолжения легендарной серии «Спиру и Фантазио».
В иркутском отделении «Альянс Франсез» есть несколько книг Йоанна. Они большого формата, очень яркие и невероятно красивые. Не хочется выпускать их из рук.
— Сколько времени у вас уходит на создание такой роскошной книги?
— 8—10 месяцев.
— О, как небыстро!
— Да, я рисую все сам, вручную. Без компьютера...
— А вы не хотели попробовать себя в анимационном кино?
— Нет, это совсем другая сфера, там работает большой коллектив людей, команда. Я предпочитаю трудиться в тишине и одиночестве. Чувствую себя более свободным. Жизнь создателя комиксов — это жизнь аутиста.
В Иркутске Йоанн прочитал лекцию об искусстве комикса, а также провел несколько мастер-классов, в том числе для молодых художников, желающих попробовать себя в индустрии комиксов.
В этом смысле у нас в России — непаханая целина. Отдельные издательства пытаются выпускать комиксы российских авторов, но все это очень локально. Почему-то наши издатели боятся экспериментировать, возможно, думают, что массовому потребителю это неинтересно. Но если судить по числу фанатов в Сети, жанр пользуется очень большой популярностью.
Сам Йоанн сказал, что в России есть все для создания полноценной индустрии комиксов: отличные художники, идеи, сюжеты. Дело только за малым — начать действовать.
Из комикса в кино
Многие успешные комиксы перетекают в анимационное кино и индустрию компьютерных игр. Например, так было с комиксом «Персеполис» иранской писательницы и художницы Маржан Сатрапи. Ее книга пользовалась такой популярностью, что по ней был снят полнометражный анимационный фильм, который завоевал приз Каннского фестиваля.
ЕЛИЗАВЕТА СТАРШИНИНА,