Узаконить самоволку

Правительство Бурятии уверено в том, что имущественные права жителей, с советских времен живущих в центре города, должны быть защищены.

Вопрос узаконения самовольных построек в Улан-Удэ остается одним из самых напряженных.

На прошедшем 30 марта 2012 г. заседании межведомственной комиссии при правительстве РБ по вопросам границ муниципальных образований в Бурятии, самовольного строительства на территории Улан-Удэ и граничащих с ним районов, было сообщено, что некоторые позиции администрации города и правительства в этом вопросе разошлись. В чем заключается камень преткновения, мы попытались выяснить у первого замминистра имущественных и земельных отношений РБ Василия Елаева.

— Василий Николаевич, о чем спор?

— Если в двух словах, на карте города определены зоны общественно-делового развития. Все они находятся в центре Улан-Удэ, там много частного жилья, построенного еще «испокон веков». Город не желает оформлять право собственности на эти дома, мотивируя тем, что центр должен развиваться, застраиваться многоэтажными зданиями, и инвестору в данной ситуации будет очень трудно это делать. Наша позиция такова: необходимо преобразовывать одно-, двухэтажную жилую застройку на современную жилую или деловую, но с соблюдением права расселяемых граждан на достойную их замену. Проще говоря, почему мы стали интересы инвесторов ставить выше интересов горожан? Пусть инвесторы приходят, выкупают жилье у граждан, расселяют их и строят то, что запланировали, что нужно городу. Мы обязаны защитить интересы этих людей, живущих здесь всю жизнь и далеко не по своей воле оказавшихся сегодня без документов на жилье и землю.

Вышеуказанные зоны ограничения жилищного строительства относятся к зонам с особыми условиями использования. В соответствии с законодательством сведения о таких зонах должны вноситься в государственный кадастр недвижимости. Поскольку сегодня такие сведения в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, у города нет никаких препятствий для «узаконения» самовольных построек, расположенных в вышеуказанных зонах.

— Какие еще претензии накопились к администрации города?

— Не единичны факты, когда граждане при обращении в администрацию г. Улан-Удэ сталкиваются с формальным отношением к их проблеме, отсутствием индивидуального подхода. Судите сами: гр. Ханхарова А.А. неоднократно обращалась в комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ (КУИ) по вопросу оформления прав на земельный участок и получала отказ, причем каждый раз по разным причинам. Сначала потому, что ее участок якобы находится в границах санитарно-защитной зоны (СЗЗ) кладбища, потом в зоне санитарного разрыва линий железнодорожного транспорта, хотя по сведениям государственного кадастра недвижимости данный земельный участок не входит в полосу отвода железной дороги.

— Насколько известно, вопрос, связанный с организацией СЗЗ производственных объектов, очень непростой, хотя бы потому, что оформлять эти зоны должен не город, а само предприятие.

— Установление СЗЗ объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (предприятия, кладбища, аэродромы, железная дорога и т.п.), – необходимое условие для процедуры оформления прав на земельные участки под жилье. В настоящее время отсутствие установленных СЗЗ является для КУИ, который руководствуется СанПином, основанием для отказа гражданам в «узаконении» самовольных построек, расположенных в границах этих зон. Гражданам, чьи постройки расположены в мкрн. Мелькомбинат, отказывают в их «узаконении» в связи с ориентировочной СЗЗ ЗАО «Заудинский мелькомбинат», тем, кто живет в поселках Стеклозавод и Загорск, в связи с ориентировочной СЗЗ кладбищ и расположенных вблизи полос отвода железных дорог.

Наша позиция — в условиях сложившейся градостроительной ситуации соблюдение размеров ориентировочной СЗЗ в большинстве случаев невозможно. Более того, практика показывает, что при разработке индивидуальных проектов СЗЗ по факту размер санитарно-защитной зоны значительно меньше нормативного. К примеру, если рассматривать те же кладбища, то средняя ориентировочная СЗЗ, которой руководствуется КУИ, составляет 300 м, но фактические размеры СЗЗ в разы меньше нормативных (постановлением Онищенко СЗЗ кладбищ сокращены с 500 м до 100 м). То есть наглядно видно, что установление индивидуальных СЗЗ в отношении объектов и производств позволит решить вопрос «узаконения» для многих граждан, однако городом в силу нехватки средств не предпринимаются какие-либо меры по разработке проектов СЗЗ.

Что же касается предприятий, то по информации, предоставленной управлением Роспотребнадзора по РБ, окончательные границы СЗЗ установлены лишь у ОАО «Молоко». 38 остальных улан-удэнских предприятий имеют только разработанные проекты индивидуальных расчетных СЗЗ. Учитывая, что разработка проекта СЗЗ является затратной и длительной процедурой, установление окончательных границ СЗЗ предприятиями затягивается.

— Что предпринимают город и правительство, чтобы решить проблему самоволок раз и навсегда?

— В целях недопущения самовольного захвата земельных участков, в рамках осуществления земельного контроля городом начиная с момента введения в действие в 2001 году нового Земельного кодекса РФ продолжается работа по выявлению самовольно занятых земельных участков и по дальнейшему их освобождению. К примеру, за 1 квартал 2012 года выявлено 24 самовольно занятых земельных участка, в том числе: в Советском районе – 7, Железнодорожном районе – 2, Октябрьском районе – 15. По результатам проверок освобождено 17 земельных участков, в том числе: в Советском районе – 5 и Октябрьском районе – 12. Выписано 9 предписаний об устранении нарушений земельного законодательства, в том числе: по Советскому району – 2, Железнодорожному району – 2, Октябрьскому району – 5. Направлено в судебные органы 10 исковых заявлений об освобождении земельных участков, в том числе: по Советскому району – 3, Железнодорожному району – 1, Октябрьскому району – 6.

На 1 апреля 2012 г. по информации, предоставленной управлением федеральной службы судебных приставов по РБ, на их исполнении в районных отделах находилось 210 исполнительных производств о сносе самовольно возведенных строений. На сегодня 2 исполнительных производства окончены в связи с фактическим исполнением (земельные участки освобождены от самовольно возведенных построек).

— Спасибо за беседу!

материал: Татьяна Никитина



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ