С 12 по 16 февраля кукольный театр «Аистенок», вернее небольшая часть его труппы во главе с директором Андреем Калиниченко, выезжала на гастроли в отдаленные северные районы Иркутской области. Как дети встречали актеров, чем запомнилась поездка и как в целом прошли гастроли, рассказывает директор «Аистенка» Андрей Калиниченко.
— Как только появился губернаторский проект «Деятели культуры и искусства — жителям Иркутской области», мы активно включились в его реализацию, потому что он нам очень интересен. Интересен чем? Тем, что кукольный театр «Аистенок» и ранее постоянно старался выезжать в область. А с учетом данного проекта мы постарались еще больше расширить рамки наших поездок.
Когда проект появился, у нас родилась идея вписать в него и наш так называемый подпроект, который носит название «Детям Севера». То есть мы инициируем свои поездки в труднодоступные районы области, куда не всегда могут добраться большие театры в силу того, что там нет соответствующих площадок для их выступлений. И вот уже три года мы этот проект стараемся реализовывать. В этот раз мы побывали на БАМе, а именно в Казачинско-Ленском районе и у детей Жигаловского района. Вы не представляете, как они ждут театр, как готовятся, как хорошо и живо реагируют на все увиденное, какие удивительные у них реакции.
Выезжая туда, мы стараемся расширить рамки проекта и обязательно берем с собой специалиста по тем или иным направлениям творчества, которые очень важны и интересны руководителям детских творческих коллективов художественного творчества и народных ремесел и всем тем, кто посещает эти кружки. Поэтому во всех наших поездках принимают участие представители Союза народных мастеров Прибайкалья. С нами уже выезжали мастера по изготовлению тряпичной куклы, специалисты по керамике и в течение периода, пока наши актеры играли спектакли на разных площадках, проводили мастер-классы, отвечали на вопросы, давали советы. Это были очень насыщенные, полезные и продуктивные встречи, о чем свидетельствуют отзывы посетителей. На этот раз с нами выезжала Наталья Чебакова, великолепный мастер лоскутной пластики.
Во-вторых, мы обязательно стараемся провести мастер-классы по актерскому мастерству, прекрасно понимая, что не во всех клубах есть кукольные кружки, но есть неплохие творческие коллективы, детские и взрослые, которые занимаются театральным делом. И те системы тренинга, которые им дают наши актеры, очень востребованы.
То, что театр у нас занимается небольшими формами, позволяет нам осваивать любые площадки, даже самые маленькие, без потери художественного качества. У нас есть спектакли, которые изначально были поставлены и подготовлены в выездном варианте и не требуют специально поставленного света, особого музыкального звука, как на стационарных спектаклях. Но от этого они не теряют ни эмоционального воздействия на зрителя, ни художественного.
Работали мы в Улькане, в бамовских поселках Магистральном, Казачинское, Ключи, в селе Окунайском, а в Жигаловском районе выступали в поселках Жигалово, Чекан и Рудовка. Работать со спектаклями приходилось на разных площадках, не во всех поселках есть клубы — в поселке Чекан, например, работали в средней школе.
Спектакль, который мы возили детям, называется «Метелыч и Бантик» киевских авторов И. и Я.Златопольских. В нем заняты двое актеров — заслуженная артистка России Любовь Калиниченко и артист Евгений Степкин. Это спектакль для младших школьников, хотя на него приходили и школьники постарше. В нем заложена удивительно тонкая нравственная основа, нам спектакль очень дорог, потому что говорит с ребятами на понятном им языке о дружбе, о верности, о честности.
Что очень важно в подобных гастрольных поездках — они никогда не бывают формальными. Так же, как и мы с большим желанием едем в глубинку, так же и нас там ждут с большим нетерпением. Принимают хлебосольно и радушно.
Спасибо местным властям за всегда подготовленный приезд, за хорошую организацию наших выступлений. Хочется поблагодарить начальников отделов культуры и молодежной политики Казачинско-Ленского района Татьяну Скороход и Жигаловского района — Юлию Полханову, а также мэров этих районов. Все было организовано замечательно, решались оперативно все вопросы, в том числе и питание актеров.
По программе «Детям Севера» в ближайшее время — ориентировочно в апреле — у нас запланирована поездка в Усть-Илимский район. Намечаются гастроли и за пределы области, в Томск. Осенью планируется поездка в Катангский район.
За время февральской поездки мы сыграли десять спектаклей, иногда случались переезды из одного населенного пункта в другой за 60—80 километров. Отыгрываешь спектакль, собираешь декорацию и едешь в другой поселок, где уже ждут. А как-то приехали в один из поселков, декорацию установили, актеры приготовились, и тут работники клуба просят повременить, дождаться детей, которые идут пешком из соседней деревни, расположенной в четырех километрах отсюда. А на улице мороз под минус 30.
Казалось бы, у современных детей, даже в глубинке, многое есть, я имею в виду телевидение, компьютеры, Интернет, но ничто не заменит радости общения с живой энергетикой артиста, с его эмоцией, с живым словом. Ничто не заменит театр.
Потому так благодарно светились глаза ребятни, которые не хотели отпускать актеров, и откуда-то непонятно, в 30-градусные морозы, в Магистральном, куда не летают самолеты и нигде невозможно достать цветы, вдруг появлялись хризантемы, как символ любви, дружбы и признательности актерам за мастерство. Как белое облако, они проплыли над головами зрителей и передавались в руки актеров под дружные аплодисменты зала. А в Жигалово так же неожиданно вдруг появились белые каллы.
Не обошлось и без трогательного момента, когда из зрительного зала вышел маленький мальчик, держа в руках сеточку с банкой малинового варенья, попросив передать его герою сказки – Бантику.
Вот удивительная сила искусства, когда безоговорочно веришь артисту и всему тому, что он говорит и делает на сцене. Но самое главное в этом случае, что артист не просто убедителен, он — артист с большим сердцем. Тогда и детские сердца открываются навстречу добру, любви и милосердию.
Лора Тирон, «Байкальские вести».
Фото Ирины Гладких.