Стойкий оловянный солдатик

Журналист "Экстры" взял интервью у Андерсена.

О встрече с проповедником буддийской школы Карма-Кагью Лайфом Андерсеном я договорился за несколько дней до его приезда в Читу. В Интернете о нём удалось найти немногое: датчанин, 64 года, путешествует по России, читает лекции о буддизме, медитирует… В общем, типичный представитель "загнивающего капитализма". Или, другими словами, весьма любопытная личность.

И вот пятничный вечер 4 декабря. На улице - лихой забайкальский морозец. В кафе, где я жду буддийского гостя - тепло и уютно. Когда он появился, на память пришёл образ европейского лидера школы Карма-Кагью - ламы Оле Нидала. В феврале этого года он также посетил наш город, прочитав здесь лекцию "Буддизм сегодня". Тот же быстрый шаг, та же ироничная улыбка. Вот только Оле был в тёплом пуховике, а на Лайфе - лёгкая, явно не по погоде, ветровка, которая немедля вызвала первый вопрос: "Вам не холодно?" "Если и "да", то только по моей глупости", - слышу в ответ. "Стойкий оловянный солдатик", - думаю, глядя на проповедника. Живое, эмоциональное лицо сочетает и юношеский пыл, и стариковскую мудрость. Наверное, так и должен был выглядеть его соотечественник - добрый сказочник Ганс Христиан Андерсен.

? Вы не в первый раз в России, изменилась ли наша страна?

- Я впервые побывал в России в 1959 году. Мои родители были коммунистами, и я тоже был коммунистом настолько, насколько понимал это. Я был уверен, что Советский Союз - это рай на Земле. И, будучи мальчишкой, путешествовал по СССР вместе с европейскими коммунистами. Мне даже посчастливилось увидеть Иосифа Сталина.

? Но он ведь умер в 1953 году?!

- Да, но он довольно бодро смотрелся в мавзолее. В следующий раз я посетил Россию в 2002 году, пришёл в мавзолей, и вы знаете, - произошли существенные изменения! Ещё одно впечатление: в 1959 году - широкие московские улицы практически без автомобилей, а в 2002 - улицы всё те же, а вот машин на них значительно больше. Да и со мной произошли перемены, - я стал старше и перестал быть коммунистом.

? Почему?

- Датская компартия слепо повиновалась СССР, а мне, в то время уже двадцатилетнему юноше, менее всего хотелось поступать так же. Соотнося коммунизм с буддизмом, как это порой делается, могу сказать: та часть марксистского учения, в которой провозглашается вооружённый захват власти пролетариатом, не имеет ничего общего с проповедью Будды. Хотя, конечно, в коммунистической идеологии есть разумные предложения. К примеру, "от каждого по способностям, каждому - по труду". Однако эти светлые и справедливые тезисы не были реализованы ни в одной стране, провозглашавшей себя "коммунистической".

? Забайкалье - один из буддийских регионов России. Однако здесь преобладает тибетская школа Гелуг. Как складываются взаимоотношения школ Гелуг и Кагью?

- В буддизме представители разных школ спокойно общаются друг с другом. У нас нет, как говорят в России, "шаг вправо, шаг влево - расстрел". Буддизм предполагает свободный поиск истины. Поэтому между лидерами наших школ, Далай-ламой и Кармапой, добрые отношения. Я наблюдал их дружескую беседу, когда был в Индии в 1975 году. А в этом году в Иволгинском дацане Бурятии произошла встреча Кармапы и главы Традиционной Сангхи буддизма России Пандидо Хамбо ламы Аюшеева. Лама Оле Нидал всегда подчёркивает, что все четыре тибетские школы равны, все они ведут к одной цели, но только разными путями. Кто больше интересуется углублённым изучением философии - идёт в Гелугпу, а кого более привлекает практика, обращается к Кагью.

? Кагью утверждает, что любой человек, даже впервые придя на лекцию, может медитировать. Школа Гелуг, напротив, считает, что практике должен предшествовать длительный период обучения, так как медитация может негативно сказаться на сознании неподготовленного человека. Можете ли вы быть уверены в том, что занятия в вашей школе не нанесут вред чьей-либо психике?

- Новички, как правило, прибегают к медитации на Кармапу. Это короткая и простая медитация, которая в то же время весьма эффективна. Я никогда не слышал, чтобы она приносила вред. Но если в наш центр придет психически неуравновешенный человек, то мы, во-первых, это заметим, а во-вторых, не станем с ним медитировать.

? Нет ли опасности, что в случае смерти Оле Нидала - харизматичного лидера вашей школы, прекратит своё существование и весь буддизм на Западе?

- Это возможно. И это часто обсуждается в руководстве Карма-Кагью. Однако сам лама Оле считает, что ему удалось подготовить достойных учеников, которые продолжат его дело. И у меня нет причин не доверять своему учителю.

? Буддизм может укорениться на Западе лишь в том случае, если найдёт точки соприкосновения с бизнесом, капитализмом, демократией и другими либеральными ценностями.

- Когда я встретился с ламой Оле, я ничего не знал о буддизме и не сравнивал его с либерализмом или коммунизмом. Я просто увидел человека и технику, которая работает. А впрочем, буддизм не принадлежит ни какому-то конкретному времени, ни какой-то определённой стране. Это базовое понимание человека и того, как он может развиваться. Мы, буддисты, нормальные люди. Мы ходим на работу и у нас есть семьи. И ничто не мешает нам участвовать в выборах или заниматься бизнесом.

? Готовясь к встрече с вами, не мог не вспомнить, что в детстве моим любимым писателем был Ганс Христиан Андерсен. Он был христианином. Насколько буддизм соотносится с христианством?

- Основываясь на своём весьма ограниченном представлении христианства, могу сказать, что в Новом Завете есть множество идей, близких буддизму. К примеру, "возлюби ближнего своего как самого себя". Разница, по-моему, лишь в том, что Христос - это недостижимый идеал, а Будда - тот, кем может стать каждый.

? В 2005 году вы уже посещали Читу, какие у вас впечатления от нашего города, и какова программа нынешнего визита?

- Знаете, всё в этой жизни относительно и моё отношение к Чите тоже. В прошлый раз я жил где-то на окраине и видел лишь покосившиеся дома и множество мусора. А сейчас я остановился в центре и у меня совсем другое представление: Чита - это современный город, который динамично развивается. Но и эта точка зрения может измениться, если в следующий раз меня поселят где-нибудь на окраине. В вашем городе я буду до 7 декабря и планирую провести здесь несколько ретритов - практических занятий с местными последователями Карма-Кагью. Затем я отправлюсь в Улан-Удэ.

? На Забайкалье в последнее время обрушилось множество напастей. Что вы можете пожелать жителям нашего региона?

- Желаю забайкальским мужчинам меньше пить и больше любить женщин. Дамам ничего желать не буду, они и без того прекрасны.

Илья Баринов





РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ