Что растет от НСОТ?

Как выяснилось, не только зарплата, но и социальная напряженность...

6 октября в Иркутске одновременно состоялись две пресс-конференции, посвященные одной и той же теме: введению на территории Иркутской области новой системы оплаты труда (НСОТ) работников образования.

Первую пресс-конференцию провел министр образования регионального правительства Виктор Басюк, вторую —руководство регионального отделения профессионального союза работников образования, пригласившее на мероприятие руководителей местных, городских и районных, профсоюзных организаций.

Как ни странно, во многом оценки министра и профсоюзных лидеров оказались созвучны

Средней школе — среднюю зарплату

Министр Виктор Басюк напомнил, что, как пилотный проект, НСОТ была введена на территории Иркутской области осенью 2010 года, а с 1 сентября 2011-го в системе присоединились оставшиеся 770 образовательных учреждений.

Министр часто сбивался и говорил о новой системе только как о повышении заработной платы, тем более что губернатор области Дмитрий Мезенцев поддержал инициативу председателя правительства Российской Федерации Владимира Путина о повышении заработной платы работникам образования и доведении ее до уровня средней по стране. Повышение будет поэтапным: с 1 сентября 2011 года — на 30 процентов (только ставка), с 1 сентября 2012 года — до средней по экономике региона.

— Коллеги часто путают, — сказал министр, — и думают, что каждый должен получать зарплату на уровне средней по экономике, но на самом деле многое зависит от фонда оплаты труда. Есть педагоги, у которых большая нагрузка, есть такие, у кого она минимальная. Если вернуться к цифрам, то средняя заработная плата учителей в 2010 году составляла 13 тысяч, с 1 сентября 2011 года она составляет 17 480 рублей, а средняя заработная плата по региону — около 21 тысячи. Я уверен, что с 1 сентября 2012 года мы еще раз повысим зарплату и она дойдет до 21 тысячи.

Даже если не принимать во внимание тот факт, что в документах правительства области и Законодательного собрания встречаются данные о средней заработной плате в регионе на уровне 23 тысяч (что, кстати, меньше, чем в соседних регионах), нельзя не учитывать фактор ее неуклонного повышения. Нет никаких сомнений, что к 1 сентября 2012 года средняя зарплата в экономике повысится, и учителя снова будут в роли догоняющих.

Директор имярек

Ни в коем случае нельзя упускать из внимания и то место в выступлении министра, когда он объясняет: введение НСОТ вовсе не означает прямого и ничем не обоснованного повышения зарплаты. Новая система предусматривает раздельное повышение базового оклада и увеличение надтарифного фонда, который якобы должен поощрять учителей за наиболее эффективную работу.

При этом со слов министра можно было понять, что учреждения самостоятельно определяют соотношение базовой и стимулирующей частей фонда оплаты труда — где-то 75 на 25, где-то 80 на 20... В конце концов в школах могут прийти к выводу, что самым правильным является соотношение 100 к 0, в результате чего все будут получать одинаковую усредненную (но гарантированную!) зарплату и воспитывать победителей олимпиад не будет никакого смысла.

Проведенный министерством образования мониторинг сразу дал понять, что реальность не соответствует надеждам: увеличились зарплаты директоров школ и незначительной части учителей (зафиксированы случаи роста в несколько раз), в то время как большинство никаких прибавок не заметило. Теоретически НСОТ предполагала, что зарплата директора будет прямо зависеть от зарплаты учителей, и явное несоответствие стало поводом для министерства лишний раз проверить и школу, и положение дел в муниципальном образовании. Следует напомнить, что год назад, когда НСОТ была еще на стадии обсуждения, именно это развитие событий предсказывали учителя и журналисты.

— Если у учителя зарплата 10 тысяч, а у директора — 50, то они друг друга не поймут, — согласился министр, — но давайте пока не будем называть фамилии этих директоров, дадим им возможность исправиться.

Вере министра в идеалы добра и справедливости остается только завидовать: алчность сопровождает человека на протяжении всей истории, и ее не смогли одолеть ни государственные системы, ни величайшие религии. Не смогло и законодательство Российской Федерации: заработная плата руководителя должна регулироваться положением о ней, разработанным для каждого образовательного учреждения и согласованным с профсоюзными организациями. На деле же при проверках выясняется, что такие положения есть далеко не везде, и министерство обратилось к профсоюзам с просьбой провести собственный мониторинг.

Министр отметил, что многие территории не выполняют трехстороннее соглашение, заключенное правительством области, профсоюзами и муниципальным руководством, и не повышают минимальную заработную плату.

НСОТ, в отличие от применявшихся до сих пор систем, позволяет распространить стимулирующие выплаты на все категории педагогических работников, включая воспитателей и технический персонал в детских дошкольных учреждениях. Правительство области пошло на увеличение фонда стимулирующих выплат на 20 процентов в учреждениях областного подчинения и ведет работу с муниципальными образованиями, подталкивая их к такому же шагу в отношении дошкольных учреждений. Правительство, заявил министр, готово работать в «ручном режиме» и по заявлению работника будет собирать информацию об изменениях его заработной платы.

Школа ягодка опять...

Из ответов на вопросы можно было понять, что главную ставку правительство и авторы идеи НСОТ делают на стимулирующие выплаты. В Братске, где министр проверял ход процедуры перехода к новой системе, один учитель получил надбавку 300 рублей, другой — 10 тысяч. Это, заявил Виктор Басюк, сделало работу учителя привлекательной, и в 2011 году в сельские школы пришло 50 молодых специалистов.

— Изменились условия, — пояснил министр, — и школы на селе стали привлекательней.

Министр через СМИ обратился ко всем учителям с предложением обращаться на горячую линию министерства образования и получать там комментарии по всем вопросам и проблемам.

Обещанного три года ждут

Несмотря на все добрые слова, сказанные в их адрес министром образования, профсоюзы решили 7 октября выйти к зданию областного правительства и через пикет донести до чиновников и депутатов свою точку зрения на введение НСОТ и на его последствия. Акция прошла в рамках Всемирного дня действий профсоюзов за достойные условия труда, главным требованием участников стала индексация заработной платы.

Дело в том, что планы правительства области по доведению заработной платы до средней по экономике вступают в явное противоречие с тем фактом, что с 2008 года учителям и другим работникам образовательной сферы попросту не индексировали заработную плату. Причем, по данным центрального совета Федерации независимых профсоюзов, в стране всего четыре субъекта, которые своевременно не индексировали заработную плату учителей, — в том числе и наша область.

Цены за это время выросли (по данным профсоюзов) на 40,4 процента. Отсутствие индексации зарплат в условиях роста цен противоречит статье 134 Трудового кодекса РФ, так что с юридической точки зрения позиция профсоюзов выглядит вполне весомо, а претензии высказаны своевременно — вскоре должна начаться работа по формированию бюджета на 2012 год, да и политические партии перед выборами в Государственную думу становятся внимательнее, чем обычно.

Педагогическая проза

Попытки правительства увязать повышение заработной платы с введением НСОТ вызывают у профсоюзов недоумение. Да, увеличится базовая ставка — с 3700 до 4500 рублей (что сравнительно немного), да, правительство области предпринимает усилия для увеличения фонда заработной платы. Но чиновники и профсоюзы совершенно по-разному трактуют само определение «педагогическая работа»: чиновники относят к педагогам только учителей, а профсоюзы вслед за Всемирной организацией труда — всех работников, занятых в образовательном и воспитательном процессе, то есть и руководителей групп продленного дня, и мастеров производственного обучения, и педагогов дополнительного образования.

Коллективы школ и других учебных заведений оказались разделены на два неравных слоя, что порождает (и эти слова прозвучали несколько раз) социальную напряженность. Более того, по заверениям профсоюзных активистов у учителей, имеющих квалификационные категории и высокие разряды, оклад не увеличился, а сократился. Парадокс ситуации в том, что именно такие работники, с большим стажем и высокими разрядами, составляют большинство в образовательных учреждениях области — молодежь в действительности не идет в школы, а если приходит, то только на пару месяцев —осмотреться и поискать другую работу.

Вот и получается, считают профсоюзы, что большинство работников системы образования от НСОТ только проигрывают.

Представитель Братского профсоюзного объединения заявил, что в его городе (прославившемся в прошлом году массовыми акциями протеста именно учителей) средняя заработная плата учителей после всех повышений составит 17 тысяч рублей, средняя зарплата педагогов дополнительного образования и других работников школ — 13 тысяч. В школах растет недовольство, констатировал братский профсоюзный лидер.

В дошкольных учреждениях дела обстоят еще хуже. Родители требуют мест в детских садах, администрация города решила увеличить наполняемость групп. Это сразу снижает качество воспитательного процесса, потому что при численности групп более 25 детей их можно только кормить и укладывать в сончас, прогулка становится проблемой, а занятия —нерешаемой проблемой.

Сочетание низкой зарплаты, отсутствия перспектив и повышения нагрузки привело к тому, что в детских садах Братска уже свободно 240 вакансий, и привлечь новых работников (а их нужно не менее 120) явно не удастся. И это неудивительно. Средняя зарплата работников дошкольных учреждений — 8—9 тысяч (что мало даже в сравнении с зарплатами в школах), перспектив роста — никаких.

Лучше хуже да больше

В Ангарске ожидания, связанные с введением НСОТ, тоже не оправдались. Профсоюзные организации требовали, чтобы при переходе на новую систему были увеличены фонды оплаты труды, и в первое время казалось, что нововведения дают положительный эффект: в школах увеличение фонда составило 20 процентов, в дошкольных учреждениях — 25,6 процента. Через некоторое время профсоюзы проверили зарплатные квитанции воспитателей и обнаружили, что зарплаты увеличились на суммы... от 9 до 30 рублей.

— Ни один из работников дошкольных учреждений не ощущает, что средняя заработная плата по детским садам составляет 10 тысяч рублей, — заявила представительница Ангарска. — Базовая часть не увеличилась, стимулирующая — может быть, может не быть, зарплата скачет. Чем лучше работает школа, тем меньше получают передовые учителя, потому что фонда стимулирования не хватает, и многие директора переживают, что от них скоро уйдут лучшие работники.

У нас состоялось заседание трехсторонней комиссии, принято решение о полном переходе на НСОТ. Посчитали зарплаты на сентябрь — да, в среднем они выросли на 30 процентов. У кого-то — на 40 и даже больше, у кого-то, как, например, у педагогов-психологов и воспитателей интернатов, — не выросли совсем. Зато растет социальная напряженность.

Представительница профсоюзной организации Иркутского района развернула перед слушателями еще более горькую картину. Пока кто-то рассуждает, что 17 тысяч — это мало, а кто-то получает 50 тысяч, «своеобразно» разделив фонд стимулирования, сельские учителя и воспитатели не получили зарплату за сентябрь, не знают, какой она будет, и принимают разные почетные звания «с болью в сердце».

Средняя заработная плата воспитателя в детском саду в районе составляет 6,6 тысячи рублей, а пенсия — немногим более 5 тысяч — как тут сердцу не болеть? Мастера производственного обучения чьим-то чиновничьим решением исключены из списка педагогических работников и на повышение ставок рассчитывать не могут — стоит ли потом удивляться, что начальное профессиональное образование дышит на ладан и жить ему осталось явно недолго? Учителям физкультуры заработную плату по новой системе повысили — теперь они в час зарабатывают около 48 рублей вместо 45, как было раньше.

Список жалоб можно было бы продолжать, но суть ясна и так: вместо того, чтобы стать панацеей от бед образовательной системы и улучшить положение учителей, НСОТ разделила их по имущественному признаку и дала молодым выпускникам педагогических вузов (и без того явно сомневающимся в правильности жизненного выбора) понять, что в школе их ничего хорошего не ждет.

"Байкал24" опубликовано



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ