2,6 млрд рублей намерены затратить власти столицы на строительство третьего моста через Уду. С такой новости началась прошлая неделя. И сумма, и сам факт начала строительства, пусть и в недалеком будущем, вызывают радость. Центр столицы Бурятии наконец-то разгрузится от бесконечных пробок. Но вот только по-настоящему проблемы в транспортной схеме Улан-Удэ и этот мост не решит. А все потому, что власти городские и республиканские просто не успевают заниматься долгосрочным планированием и строительством. И фактически сегодня решают проблемы вчерашнего дня. Перспективы же дня завтрашнего для исполнительной власти более чем печальны – город растет и растет какими-то немыслимыми темпами и способами.
Бомба референдумов
Начало бурного прироста населения столицы Бурятии положили референдумы о слиянии двух бурятских округов – Усть-Ордынского и Агинского с Иркутской и Читинской областями. Еще тогда эксперты в качестве одного из последствий объединений выделяли отток населения из округов. Сегодня этот прогноз стал суровой правдой, пожалуй, у каждого улан-удэнца сейчас найдется пара-тройка друзей, приятелей, знакомых или знакомых знакомых, которые в последние год-два сменили место жительство на Улан-Удэ. Большая этническая Бурятия постепенно концентрируется в Бурятии, причем в наиболее ее активной части – в Улан-Удэ и пригородах. И приезжает, конечно же, экономически активное население, которому необходимы жилье, работа, социальные услуги.
Но к массированному приезду новых улан-удэнцев городские власти оказались не готовы. Так же, впрочем, как не были готовы к волне внутренних переселенцев из районов в столицу в начале 2000-х годов. Вспомним только войну городских властей с самовольщиками, развязанную Геннадием Айдаевым и, к счастью, остановленную Вячеславом Наговицыным. Сегодня самоволки сменили ДНТ и СНТ, земельные участки в которых зачастую продаются по непонятным документам. И эту проблему рано или поздно также надо будет решать.
Если взять карту сделок с недвижимостью (или просто пообщаться с риэлторами), становится видно, что большинство сделок проходит именно по ДНТ, которые расположены в пригородах Улан-Удэ. Отсюда вытекает новая проблема для городских властей – дороги, некогда считавшиеся периферийными, становятся основными, а основные несут все большую нагрузку. При этом денег на модернизацию и тех и других нет, выбор делается пока в пользу центральных магистралей.
«Мертвая петля» инфраструктуры
Говорить о целесообразности возводимых в последнее время развязок (одну из которых ко Дню города запустили в рабочем режиме) уже поздно. Городской бюджет выложил миллионы рублей, уже готовятся миллиардные инвестиции в новый проект. А градостроительный план, рассчитанный на рост населения столицы Бурятии, так и остался планом.
К слову, строительство – это вообще не «конек» Геннадия Айдаева. За последнее десятилетие в Улан-Удэ строили много и бестолково: растущие пригороды, пресловутая точечная застройка, неудачные «элитные» многоэтажки. Примером могли бы послужить столица Прибайкалья с микрорайоном Солнечный или столица Забайкалья с микрорайоном Октябрьский. Хотя Иркутск в качестве примера брать не стоит – все-таки городской бюджет в разы больше улан-удэнского. Но вот Чита по уровню доходов вполне подходит для сравнительного анализа. Достижением последних лет читинского мэра Анатолия Михалева можно назвать мкрн Октябрьский – настоящий жилой комплекс с детскими площадками, зонами релаксации, правильными парковками и въездами. Да и пригороды столицы Забайкалья на первый взгляд выглядят более обустроенными, чем улан-удэнские.
В Улан-Удэ же даже элитное жилье, за исключением квадратуры и парковок, не соответствует современным требованиям: «Солнечная башня», «Парус», многоэтажка во врезе Смолина-Борсоева, дом на Модогоева вряд ли смогут похвастать наличием детских площадок. А такие архитектурные изыски, как фонтаны во дворах и тротуары, вообще находятся где-то за гранью сознания застройщиков и городских властей. К тому же любой улан-удэнец, приобретя элитное жилье, в одно прекрасное утро может быть поставлен перед фактом строительства прямо под окнами «социальной» многоэтажки. Примером тому является недавний конфликт с жителями 105-го квартала. Правда, как выяснилось, строиться там будет опять-таки коммерческое жилье.
Кстати, вопрос с «социальным» жильем в Чите вот уже который год решается легко и просто. Жители облагораживаемого центра Читы переселяются в другие районы города, где выросли даже мини-городки для льготников. Большая часть таких объектов сдается в рамках сотрудничества с фондом реформирования ЖКХ (с которым у Бурятии все никак не сложатся нормальные отношения) или по другим федеральным программам. Причем застройка происходит не «абы как», а с полноценной инфраструктурой, где тепломагистрали, коммунальные сети, транспортная схема и «социалка».
В столице республики говорить об инфраструктуре все равно что с мазохистским удовольствием давить на любимую мозоль: ТЭЦ стара, дороги не справляются, детских садов не хватает, школы давно учатся в три смены, в поликлиниках нет врачей. И вот на все эти минусы прибавляется один огромный плюс – непрогнозируемый рост населения.
Экономический бум
Если рассматривать этот вопрос с точки зрения активизации экономики, можно сказать что миграционный поток пойдет Улан-Удэ на пользу. Все-таки среди внутренних мигрантов – 90% экономически активного населения. И будет достигнут поставленный Вячеславом Наговицыным несколько лет назад план – 700 тыс. улан-удэнцев.
К счастью, для властей городских и республиканских проблема трудоустройства мигрантов уже давно лежит на плечах самих мигрантов. В новых для себя условиях агинцы и усть-ордынцы рано или поздно займут свои ниши в трудовой картине города, станут активными покупателями и потребителями.
Но (sic!) рабочих мест в столице Бурятии больше не становится. По данным Минэкономики РБ, в июне численность безработных граждан составила 6,5 тыс. человек. И это только регистрируемая безработица. А безработица – это первый шаг к росту преступности. И к этому нюансу увеличения населения властям тоже стоит подготовиться.
Более того, бурятский бизнес все больше предпочитает открывать для себя новые горизонты. Флагман бурятской экономики – «Байкалфарм» уже несколько лет активно работает в Красноярском крае. «Снежный барс» также не рассматривает Бурятию как точку роста – компания давно вышла на территорию Байкальского региона. Группа компаний «БИН» (ТМ «Спутник», «Николаевский») удачно покоряет просторы Забайкалья. Из новых производств можно отметить разве что пролоббированный Вячеславом Наговицыным свинокомплекс «Восточно-Сибирский» от группы САГ, к которому пока больше вопросов.
Анна Бауман, "Новая Бурятия"