Контрольно-счетная палата Иркутской области проверила целевое и эффективное использование средств областного бюджета, выделенных в 2009 году и в 1 квартале 2010 года на реализацию областной целевой программы «Социальное развитие села Иркутской области до 2010 года».
Как сообщила аудитор КСП области Елена Тарасова, в ходе работы было проверено финансовых средств и имущества на сумму более 247 миллионов рублей. При этом выявлено нарушений законодательства на сумму почти 233,5 миллиона рублей, в том числе использовано неэффективно 82,2 миллиона рублей.
Координатором программы, по данным КСП Иркутской области, определено министерство сельского хозяйства области, но реализация мероприятий осуществлялась 8 главными распорядителями бюджетных средств (министерства, курирующие соответствующие отрасли) и органами местного самоуправления муниципальных образований области, при этом КСП области отметила некоторую несогласованность действий по реализации программы.
Анализ КСП показал, что более половины (64%) средств областного бюджета, предусмотренных программой, направляется на строительство и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры и телекоммуникационные сетей. 23 % идет на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, 13 % - на укрепление материальной базы медицинских, образовательных и социальных учреждений.
За 2007-2008 год в рамках программы построено и отремонтировано 10 объектов социальной инфраструктуры, для 3-х центров социального обслуживания приобретены автобусы, улучшена материальная база 76 сельских медицинских учреждений. Медицинское оборудование получили 84 общеобразовательных учреждения, сельскохозяйственную технику - 9 общеобразовательных учреждений.
Как показала проверка, в целом в рамках ОГЦП «Социальное развитие села» предусматривалось строительство 25 объектов социальной инфраструктуры. Объемы бюджетных ассигнований, предусмотренные программой, обеспечивают ввод в эксплуатацию к 2011 году всего лишь 11 объектов, причем по 3 объектам только первых пусковых комплексов. По 14 объектам (10 школам и 4 объектам здравоохранения) программные объемы финансирования не обеспечивали завершение работ по строительству не только в нормативные сроки (1-2 года), но в период реализации программы (4 года). Из федерального бюджета привлечены средства на строительство лишь 3 школ и 4 объектов здравоохранения.
Как отметила Елена Тарасова, нормативные сроки строительства практически по всем объектам истекли, при этом допускается неоправданное «распыление» средств. Так, начато строительство новых объектов при наличии острого дефицита средств на завершение уже начатых объектов. Это приводит к удорожанию строительства, устареванию технологических решений и оборудования, заложенных в первоначальных проектах, росту расходов на корректировку проектной документации. В настоящий момент для корректировки проектов, по расчетам КСП области, необходимо более 70 млн. рублей.
Елена Тарасова отметила, что при значительном количестве незавершенных объектов в 2009 году оплачены предпроектные работы для подготовки конкурсной документации по 10 объектам, и еще по трем объектам профинансирована разработка проектной документации. Общая сумма затрат составила 2535 тыс. руб., причем работы не завершены. Ни один объект не предполагается к финансированию из областного бюджета в ближайшие 2-3 года. При этом согласно требованиям Госстроя РФ интервал между утверждением проектно-сметной документации и началом ремонтно-строительных работ не должен превышать два года, следовательно, подготовленные проекты устареют, потребуется их переработка, что приведет к дополнительным расходам бюджета.
Также проверка показала, что министерство сельского хозяйства области направило в 2009 году 51768 тыс. рублей на улучшение жилищных условий 223 граждан. При этом в рамках программы (с учетом планируемого количества 2010 года) улучшили жилищные условия лишь 1360 граждан, в то время как в очереди на улучшение жилищных условий состоит 18 тыс. человек.
Как сообщила Елена Тарасова, КСП области рекомендует Правительству Иркутской области при формировании аналогичной целевой или ведомственной программы на последующий период определить министерство, которое будет нести ответственность в целом за реализацию программы или более конкретно определить функции координатора программы.
Кроме того, целесообразно рассмотреть вариант утверждения отдельно программы, предусматривающий строительство объектов, и программы, направленной на обеспечение граждан жильем.
Министерству строительства и ГУ «Управления капитального строительства области» рекомендовано усилить контроль за качеством и полнотой отражения расходов в проектно-сметной документации на строительство объектов и т.д.
"Байкал24"