В России появился новый торговый альянс — ООО «Восточные розничные сети». Его учредили региональные торговые сети «Красный Яр», «Самбери» и «Слата», которые являются крупнейшими ритейлерами в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Главой организации стала бывший гендиректор сети «Магнит» и «Пятерочка» Ольга Наумова, которая также вошла в Правление и Совет директоров альянса.
Цель такого союза — укрепить лидерство торговых сетей в продуктовом ритейле округов, чтобы ускорить развитие современных форматов торговли и выйти в ТОП-10 российского рынка. Планируется, что совокупная EBITDA за пять лет вырастет более чем в два раза. Также совместно компаниям будет проще обеспечить доступность продуктов и товаров повседневного спроса по справедливой цене для жителей в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры.
Исполнительный директор торговой светим «Слата» Ярослав Шиллер считает, что сибирские регионы заметно отличаются от европейской части России по многим параметрам: и по плотности населения, и по расстояниям между населенными пунктами, и по устройству товаропроводящей сети, и, соответственно, по предпочтениям покупателей. Каждый из учредителей уже достиг лидерства на своей территории, поэтому назрел переход на следующую ступень. Однако это возможно только в партнёрстве.
«Решения становятся всё более сложносоставными и технологичными, их разработка и внедрение требуют кооперации для реализации единой для всех нас миссии – обеспечения наших покупателей самыми качественными продуктами и самым высоким сервисом», — подчеркнул Ярослав Шиллер.
Ключевая задача «Восточного союза» — получение долгосрочного экономического эффекта для участников за счет комплексного решения совместных задач. В рамках объединения, в частности, будут централизована стратегия развития, категорийный менеджмент, закупочная деятельность, развитие СТМ и онлайн-торговли, маркетинг, IT-решения, логистика и т.д. Объединение позволит также использовать общую базу данных, оптимизировать расходы на развитие, распространить внутри альянса лучшие бизнес-практики.
Гендиректор «Самбери» Лев Волков отметил проблему с транспортировкой, так как ДФО удален от центральной части России. При этом, есть недостаток местных производителей, поставщиков и высококвалифицированных кадров. Также его магазины сильно зависят от китайского импорта свежих овощей и фруктов.
«Даже очень крупной сети, каковыми являются участники объединения, довольно трудно решать эти проблемы в одиночку, особенно на фоне текущих экономических реалий. Поэтому в задачи «Восточного союза» входит развитие логистической инфраструктуры — организация хабов для магистральных поставок и распределительных центров «последней мили», что позволит нам перестроить цепочку поставок в масштабах СФО и ДФО, увеличить долю рынка и стать крупным заказчиком для поставщиков, сопоставимым с основными федеральными сетями», — добавил Лев Волков.
«В рамках стратегического альянса открываются возможности консолидации ряда общих для всех компаний функций, а также выстраивания мультибрендового и мультиформатного игрока на базе уже существующих магазинов, — комментирует генеральный директор сети «Красный Яр» Анжела Рябова. — Кроме того, у «Восточного союза», помимо чисто экономического эффекта, есть амбиции стать лучшим работодателем в регионе и платформой для локальных поставщиков. Каждый из участников уже проделал определенный путь в этом направлении, магазины наших сетей справедливо считаются покупателями лучшими, уверена, что объединение ресурсов и действительно работающих решений кратно усилит наши позиции».
Что планируется сделать в ближайшее время? Сначала руководство выстроит совместное управление приоритетными категориями товаров, далее оно подпишет прямые контракты с федеральными поставщиками, обменяются лучшими практиками, наладят собственный импорт по ряду приоритетных категорий. Кроме того альянс проработает новые запуски собственных торговых марок (СТМ) и консолидирует значительную часть закупочного оборота сетей, что приведет к получению ощутимого эффекта уже к концу 2021-го года.