Искусство легенд и традиций

Картины современных мастеров из Северной Кореи представлены в иркутской музейной студии

Выставки, посвященные культуре КНДР, в Иркутске проводятся уже 3 года. Главное в них не столько показать произведения, сколько наладить связь между странами. Так, по крайней мере, говорили 4 марта на открытии выставки в студии областного краеведческого музея.

Картина, изображающая стремительный бег двух коней по воде, кажется нарисованной масляными красками. Но это только видимость, на самом деле картина вышита, причем вручную.

— Несколько месяцев кропотливой работы, сотни тысяч стежков, использование иголок разной величины, различная фактура пряжи... Техника корейской вышивки называется «кымганчжу»: она выполняется вручную шелковыми нитками на тончайшем же шелке, — делится секретами мастерства Цой Бон Сон, начальник европейского отдела главного управления зарубежных выставок КНДР.

А вот следующая картина действительно нарисована: это пейзаж с натуры — окрестности реки Тэдон. Здесь и цвета поярче, и изображение статичное, умиротворяющее, легкое. Оно не похоже на фотографию, скорее на воспоминание или видение из сна, и все же очень реалистичное. У корейцев есть предание: 1200 лет тому назад художник Соль Го нарисовал сосну на храме Хванрен так красочно и правдиво, что на нее слетелись птицы, но упали на землю, натолкнувшись на твердую стену. Реализм на полотнах корейских живописцев сочетается с сентиментализмом и символизмом. Легенды стали частью жизни народа. Поэтому на выставку традиционно привезли картину с тиграми: их изображение, согласно восточной философии, должно быть в каждой семье. Корейцы говорят: если в доме есть тигр, болезни обязательно минуют тело и человек будет только крепче.

— Очень интересная работа — ракушечная мозаика. Более 100 лет назад корейские мастера начали украшать мебель и другие предметы быта раковинами моллюсков. Так появился новый вид мозаики, сочетающий в себе элементы прикладного и декоративного искусства. Такая мозаика сохраняется очень долго, отсюда и ее корейское название — маннехва, что в переводе означает «вечная картина», — рассказала Ольга Дурнова, заведующая отделом «Музейная студия» Иркутского областного краеведческого музея.

Прочность, долговечность корейского искусства — это национальная особенность, которая передается у мастеров из поколения в поколение. Кстати, об авторах работ на выставке не было сказано ни слова — у них не принято выделять кого-то из коллектива, массы. Все художники в КНДР работают на государственном комбинате. Быть художником — это служба, которую несут в рабочие часы, независимо от прилива вдохновения. В корейском искусстве существуют различия по половому признаку: картины женщин-мастеров оцениваются на рынке намного ниже, чем мужские. Женщина, как бы хорошо она ни рисовала, не имеет права изображать вождя — это привилегия мужчин. Так что к средневековым методам рисунка и вышивки в Корее добавляется также ставший традицией социально-политический образ жизни и работы.

Цена вопроса

Выставленными в музейной студии картинами можно не только любоваться, но и покупать их. Цены вполне демократичные, самая низкая — 3 тысячи рублей.

ЕЛИЗАВЕТА КЛИНОВА. Фото автора



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ