С начала 2013 года в России начала действовать новая потребительская корзина, однако эксперты утверждают, что уже сейчас она нуждается в пересмотре и доработке. В частности, существует мнение, что в необходимый набор товаров и услуг необходимо включить расходы на современные средства связи - телефон и Интернет - так как большинство жителей страны уже не обходятся без них.
- Если сравнивать с прошлым веком, то сегодняшнюю потребительскую корзину можно назвать улучшенной и прогрессивной, - цитирует "Российская газета" директора института социальной политики и социально-экономических программ ВШЭ Сергей Смирнов. - Увеличили количество полезных продуктов, убрали чулочно-носочный список товаров - это хорошая идея, однако конкретизировать некоторые услуги все-таки надо.
Напомним, при новом расчете потребительской корзины россиянам добавили больше мяса, рыбы и фруктов, немного снизили количество хлеба, картофеля и жиров. При этом расходы на товары и услуги зависят от стоимости продуктов. При этом ушел в небытие конкретизированный список товаров - человеку самому предложено решать, что ему важнее купить в первую очередь.
- Нет перечня - нет проблемы, - заметил руководитель направления "Финансы и экономика" Института современного развития Никита Масленников. - Ясно же, что шесть пар носков, которые были заложены раньше, это слишком мало в год. Но, несмотря на то, что новая корзинка сбалансирована и удобна для расчетов, в будущем ее необходимо подкорректировать.
В частности, эксперты предлагают отдельным пунктом включить в корзинку расходы на мобильную связь и интернет. "Это такая потребность нашей жизни, как еда и лекарства, - сказал ответственный секретарь рабочей группы по АПК и продовольственным рынкам Общественной палаты РФ Александр Чернов, - туда же надо добавить стоимость компьютеров, дисков, флэшек и даже антивирусных программ".
Кроме того, по мнению Никиты Масленникова, расходы в потребительской корзине должны рассчитываться не на одного человека, а на одно домохозяйство, как это сделано в других странах мира. "Бытовой техникой обычно пользуется вся семья, а не один человек, - уточнил Смирнов. - То же самое касается мебели, посуды, культурных походов".
Кстати, в потребительских корзинах каждой страны есть какой-то обязательный традиционный пункт расходов - в Канаде заложены расходы на кленовый сироп, во Франции - парикмахерские услуги, Германии - посещение "Октоберфест". Надо бы и в России придумать что-то подобное, считают эксперты, однако, что именно они затруднились ответить.
"Байкал24"