2016 год в холдинге "РЖД" объявлен Годом пассажира. Основной вектор работы в новом году будет направлен на удовлетворение потребностей населения в качественных и доступных железнодорожных перевозках, на повышение экономической эффективности перевозок и развитие скоростного сообщения.
Снижаем тарифы
Для повышения ценовой доступности пассажирских перевозок в 2016 году будет действовать комплекс маркетинговых инструментов, таких как: гибкая тарифная политика, система динамического ценообразования, различные акции, программа лояльности и др. Напомним, в 2015 году доля пассажиров, которые приобрели билеты в купе и СВ по тарифам ниже базовых, составила более двух третьих от общего количества. Около 2 млн пассажиров совершили поездки по сниженным тарифам в регулируемом сегменте, воспользовавшись предоставленным АО "ФПК" правом уменьшать стоимость проезда пассажиров в плацкартных вагонах и вагонах с местами для сидения.
Расширяем полигон "Дневных экспрессов"
Холдинг "РЖД" ведет постоянную работу по расширению линейки продуктов и услуг пассажирского комплекса. В 2016 году эта работа будет продолжена. Так, например, в рамках программы "Дневной экспресс" будут увеличены скорость и размеры движения, а также расширена география их маршрутов. В новом графике движения предусмотрены 38 пар дневных поездов на 21 маршруте. В планах компании - расширение полигона обращения ускоренных дневных поездов на следующих направлениях: Москва – Липецк, Москва – Иваново, Казань – Ижевск, Москва – Саранск, Адлер – Минеральные Воды и др.
Двухэтажные вагоны - совмещаем комфорт и экономию
Большим спросом у пассажиров в 2015 году пользовались перевозки в двухэтажных вагонах. Напомним, в прошлом году курсирование двухэтажных поездов было организовано по 4 новым маршрутам: Москва – Санкт-Петербург, Москва – Казань, Москва – Воронеж и Москва – Самара.
В 2016 году планируется закупить еще 74 двухэтажных вагона и, таким образом, увеличить парк двухэтажных вагонов в полтора раза, что повлечет за собой появление данных поездов на новых направлениях.
Повышаем скорости
Необходимо отметить, что перевозки скоростными и высокоскоростными поездами пользуются все большей популярностью у пассажиров. Так, в 2015 году на 14% увеличилось количество пассажиров, перевезенных скоростными и высокоскоростными поездами ОАО "РЖД", по сравнению с предыдущим годом (перевезено почти 5 млн человек). Учитывая постоянно растущий спрос на данные перевозки и ориентируясь на запросы пассажиров, холдинг "РЖД" продолжит в 2016 году вводить новые маршруты скоростных поездов и оптимизировать расписания действующих (с целью обеспечения удобного времени отправления-прибытия, остановки в пути следования, стыковки с другими поездами), а также повышать ценовую доступность скоростных перевозок для того, чтобы обеспечить перевозку пассажиров с различным уровнем доходов.
Развиваем сервисы
Дальнейшее развитие в текущем году получат перевозки автомобилей пассажиров в вагонах-автомобилевозах, сегмент мультимодальных перевозок, программа лояльности "РЖД Бонус", организация продажи проездных документов и т.д. Необходимо отметить, что уже в 2015 году каждый третий проездной документ, приобретаемый пассажирами, стал электронным.
Заботимся о самых незащищенных пассажирах
Одним из приоритетных направлений развития пассажирского комплекса в 2016 году останется повышение уровня сервиса для маломобильных групп населения. С учетом роста востребованности таких перевозок холдинг "РЖД" принимает системные меры по формированию доступной среды для маломобильных групп населения на объектах вокзальной инфраструктуры и в поездах. Так, в рамках модернизации и адаптации вокзалов для беспрепятственного доступа людей с ограниченными физическими возможностями к основным функциональным зонам вокзалов устанавливаются пандусы, лифты, эскалаторы, кассы с пониженными прилавками, оборудованные индукционными петлями для слабослышащих, наносятся тактильные линии для слабовидящих, в туалетных комнатах оборудуются специализированные кабины и т.д. Также проводится модернизация и переоборудование пассажирских вагонов для проезда по ним инвалидов-колясочников, закупаются новые (штабные) вагоны, оборудованные купе для проезда инвалидов-колясочников (в настоящее время в парке АО "ФПК" более 500 вагонов данного типа). Инвестиционной программой АО "ФПК" на 2016-2018 годы предусмотрено приобретение 60 штабных вагонов и оборудование 121 вагона местами для проезда маломобильных пассажиров. Напомним, что внутреннее пространство всех скоростных и высокоскоростных поездов ОАО "РЖД" ("Сапсанов", "Ласточек", "Стрижей", "Аллегро") организовано с учетом всех возможных потребностей пассажиров, в том числе и для пассажиров с ограниченными физическими возможностями (для них в данных поездах предусмотрены специальные места, адаптированы санитарные комнаты).
Пригород под особым контролем
В текущем году руководством страны приняты системные решения, направленные на реализацию концепции развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом (продлено действие льготного "инфраструктурного" коэффициента на уровне 1%, установлена нулевая ставка НДС для пригородных перевозок, за регионами закреплена обязанность по утверждению действующих тарифов для пассажиров и фактической себестоимости перевозок). Эти меры способствовали увеличению финансирования пригородных перевозок в субъектах РФ. Для дальнейшей стабилизации работы в пригородном комплексе необходимо, чтобы решения, принятые Правительством РФ на 2015-2016 годы, были пролонгированы на долгосрочную перспективу.
В 2015 году более чем в два раза увеличилось количество регионов, которые обеспечивают полную компенсацию потерь от пригородных перевозок. Количество безубыточных пригородных компаний возросло в 1,5 раза. Заказы на пригородные перевозки регионами сформированы. В настоящее время почти все регионы завершили тарифное регулирование, заканчивается подписание договоров на транспортное обслуживание населения. Для обеспечения комфорта пассажиров продолжится обновление парка пригородных поездов за счет средств холдинга "РЖД".
В целом, основные усилия в 2016 году будут направлены на повышение качества перевозки (для того чтобы пассажир мог приобрести билет по доступной цене, в том числе с использованием интернет-технологий, и вовремя, с комфортом проехать на электричке). В текущем году также продолжится развитие проекта внутригородских перевозок ("Городской экспресс"), а ряд пригородных пассажирских компаний готовят новый транспортный продукт для населения в виде запуска скоростных поездов – "Ласточек".