Сенсации не произошло. Результат тайного голосования на должность уполномоченного по правам человека Иркутской области оказался предсказуемым. Все без исключения депутаты, присутствующие на июньской сессии Законодательного Собрания, отдали голоса за своего коллегу Валерия Лукина.
Мы не подменяем никакие инстанции, ответственные за принятие решений, а лишь, если можно так сказать, подгоняем их, боремся с равнодушными бюрократическими отписками. Многие этого не понимают и с любой бедой идут напрямую к нам.
Следует, наверное, напомнить, что это не единственная попытка депутатов двинуть Лукина на этот пост. Первая произошла пять лет назад, когда должность уполномоченного только вводилась в области. И вводилась, между прочим, не без настояния Валерия Алексеевича. Тогда у него было немало противников, наивно или лицемерно полагавших: зачем плодить лишнюю инстанцию, когда есть прокуратура, суд, стоящие на страже гражданских прав. «Все так, – соглашался Лукин, – непонятно лишь одно: почему при обилии правозащитных органов российские граждане, в том числе и иркутяне, обращаются за помощью в Европейский суд по правам человека. Может, все-таки удобнее искать справедливость в родном регионе, чем в Страсбурге?»
Убедил. Соответствующий закон, подаривший области, выражаясь европейской терминологией, омбудсмена, появился на свет в 2007 году. Мнения по поводу подходящей кандидатуры разделились. Часть депутатов была горой за Валерия Лукина. Помню, как вице-спикер ЗС Геннадий Истомин говорил мне: «Лукин как никто подходит на эту должность. У него какое-то обостренное чувство справедливости. Любой человек, столкнувшийся с произволом чиновников, может рассчитывать на его защиту».
Того же мнения придерживался и давний коллега Лукина по депутатскому корпусу Юрий Фалейчик: «У омбудсмена не будет легкой жизни. Ему же придется, если он, конечно, истинный защитник конституционных прав граждан, а не его видимость, резать правду-матку в глаза всем большим и малым начальникам, вплоть до губернатора. Не многие решатся на это. А Валерий Алексеевич, уверен, не дрогнет, не отступит, не спрячется в кусты».
Но у Лукина появился соперник: Геннадий Хороших, председатель комиссии по правам человека при губернаторе области. Его выдвинула администрация области. Спор должно было решить тайное голосование. Лукину не хватило одного или двух голосов, сейчас уже и не помню, до нужного числа сторонников.
Вопрос был перенесен на следующую сессию. И вновь патовая ситуация. Стало ясно, что сколько ни голосуй, результат будет один и тот же. Единственный выход: выдвинуть фигуру, устраивающую обе стороны. Такой фигурой стал экс-спикер Законодательного Собрания Иван Зелент, в течение пяти лет (всего срока полномочий) исполнявший должность уполномоченного по правам человека в Иркутской области.
– Ивану Зигмундовичу досталось самое сложное, – сказал мне Валерий Лукин при встрече. – Он, можно сказать, пришел на непаханое поле: помещение, финансы, штаты… И ему, как теперь я вижу, удалось заложить хороший фундамент, на котором можно продолжать строить здание института уполномоченного по правам человека.
– На каких принципах вы собираетесь его возводить?
– Я свои принципы ни от кого не скрывал, в том числе и от губернатора, который, собственно, и рекомендовал меня на этот пост. В разговоре с ним я честно заявил, что буду требовать неукоснительного соблюдения законодательства независимо от должности и звания. Хотя мы на каждом углу заявляем, что перед законом все равны, но в жизни-то сплошь и рядом видим обратное, целую когорту неприкасаемых личностей. Не приемлю я и отговорки, когда нарушения законов обставляются политической целесообразностью. Чиновнику любого ранга надо помнить, что, преступая закон, он теряет моральное право требовать его исполнения от других.
– Губернатора не отпугнула ваша решительность?
– Ну, коль я на этой должности, то, наверное, нет (смеется). Сергей Владимирович, к глубокому моему удовлетворению, со мной полностью согласился. Договорились, что не будем стесняться называть фамилии тех чиновников, которые отступают от законодательных норм. Меня ободрило и его пожелание, что если возникнут какие-то сложности, то обращаться к нему напрямую. Губернатор разделяет мнение о необходимости повышения эффективности этого института в нашем регионе.
– В чем главное, скажем так, предначертание уполномоченного по правам человека?
– Оградить граждан от произвола чиновников. Мы не подменяем никакие инстанции, ответственные за принятие решений, а лишь, если можно так сказать, подгоняем их, боремся с равнодушными бюрократическими отписками. Многие этого не понимают и с любой бедой идут напрямую к нам. Сегодня утром звонок из Свирска: у человека возник какой-то трудовой спор, помогите. А в прокуратуру, в инспекцию по труду, спрашиваю, обращались? Нет, не обращался, прямо к вам. Объясняю, что в соответствие с требованием закона мы вмешаемся лишь в том случае, когда его не удовлетворит решение той же, допустим, инспекции по труду.
– Ваш предшественник неоднократно сетовал, что самая крепкая стена – бюрократическая, которую порой не удается проломить самой мощной стенобитной машиной. Не пугает?
– Нет, не пугает, т.к. уже много лет фактически занимаюсь этой работой. Я к этому отношусь философски. Да, сложно, но, как говорится, капля камень точит. Я сегодня встречался с представителями инвалидных организаций и сказал, что надеюсь на их поддержку. Если мы навалимся всем гражданским обществом, никакой стене не устоять.
– Какими критериями вы руководствуетесь в работе с людьми?
– Я всегда придерживался точки зрения, что любой чиновник, рассматривая просьбы или жалобы граждан, должен исходить не только из буквы закона, но и из принципа справедливости. Потому что в законе невозможно прописать все жизненные ситуации. По крайней мере, для меня слово «справедливость», пожалуй, самое приятное в русском языке. Ну, естественно, и в юридическом, хотя оно там напрямую и не присутствует.
– Вы, будучи депутатом Законодательного Собрания, весьма энергично правили принимаемые законы. Это право законодательной инициативы остается за вами и на посту уполномоченного по правам человека?
– Да, и это очень важно. По существу, не менее половины принимаемых региональных законов, так или иначе, затрагивают права и интересы граждан. Я считал и продолжаю считать, что нарушения прав человека возникают во многих случаях из-за того, что законодательные акты не всегда отвечают требованиям Конституции РФ. Приведение их в соответствие не только с Конституцией, но и с международными нормами права – это тоже задача аппарата уполномоченного.
– Кстати, ваш аппарат не очень велик, справляется ли он с тем грузом задач, которые на вас возложены?
– Вы правы, аппарат маловат. Приступив к работе, я вдруг столкнулся с неожиданным фактом: очень много нам поступает жалоб и обращений от граждан, находящихся в местах лишения свободы. Область, так уж исторически сложилось, весьма насыщена такими «местами». Не могу пока сказать, сколько этих обращений подтверждается, но каждое требует проверки. Мы не можем довольствоваться официальными ответами, а просто обязаны выехать на место и сами все проверить. Нужны командировки, транспорт… И, естественно, нынешним штатом с этим объемом работ просто не справиться. Необходимо подкрепление.
– Что вас больше всего беспокоит на новом посту?
– Проблема слышимости должностных лиц. Моя задача как уполномоченного – обращать внимание властей на решение тех или иных запросов. Их задача – к ним прислушиваться, не отписки писать, а реально решать. Иначе никакой эффективной работы не будет. Мы уже начали готовить специальный доклад о положении инвалидов в Иркутской области. Уже осенью представим его губернатору и Законодательному Собранию. Сегодня это одна из болевых точек, требующая своего разрешения.