Экспонат Иркутского художественного музея отреставрировали в рамках программы Государственного Эрмитажа
Отремонтировать старую технику, зашить или поставить заплатку на платье — для современного человека это становится неактуальным: проще купить новое, недорого и лучше прежнего. Но если мы имеем дело с действительно ценной вещью, необходимо обращаться к специалисту. Особенно если эта вещь — старинный экспонат Иркутского художественного музея. По словам его директора Елены Зубрий, постоянного ухода в форме косметического ремонта требует почти каждый экспонат, притом что реставрационные работы в музее не прекращаются. А приглашать специалистов со стороны стоит немалых денег. В рамках программы «Сохраним культурное наследие вместе» Государственного Эрмитажа и системы «Кока-Кола» Иркутскому музею выделили специальный грант — 300 тысяч рублей. 1 ноября эти деньги были потрачены на реставрацию уникальной китайской картины.
Иркутск стал четвертым городом в программе «Сохраним культурное наследие вместе». До этого реставраторы побывали в Казани, Великом Новгороде и Екатеринбурге. Из многих экспонатов Иркутского музея специалисты Эрмитажа выбрали картину неизвестного художника «Поимка Бай Цзюй-хуа». На китайском ее называют няньхуа, в наших краях — китайский лубок.
— А кто такой Бай Цзюй-хуа? — спросил Владимир Матвеев, заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа, глядя на картинку.
— Дословно переводится как «белая хризантема». Это такой народный герой-плут, — ответила директор Иркутского художественного музея Елена Зубрий. — Он был шаловливым и обладал сверхъестественными способностями, умел летать. Картина запечатлела момент, когда стражи порядка арестовывают этого проказливого вора, но он все равно улетит.
После изучения исторической ценности народной картины за дело взялась специалист лаборатории научной реставрации графики Эрмитажа Елена Шишкина, проработавшая в мастерских этого музея около 40 лет, из них 23 года — в научной лаборатории графики. Таких специалистов в Иркутске нет. В прошлом году Елена училась у шанхайских реставраторов студии научного монтирования живописи и каллиграфии. Там ей пришлось изучать все с самого начала. В Китае первым делом учат правильно держать кисть, наносить раствор, резать тонкую бумагу на миллиметровые полоски и многим другим профессиональным премудростям. К свиткам русским ученикам китайцы не разрешали прикасаться, а вот практиковаться на стене нужно было ежедневно. «Каждое утро мы начинали с того, что чесали стены кистью», — вспоминает Елена Шишкина.
Большой опыт помог специалисту Эрмитажа правильно поставить диагноз и назначить лечение: «Изделие загрязнено, его нужно очистить, выровнять, укрепить разрывы и изломы, восполнить художественные утраты. Бумага — это совершенно другой материал, не похожий ни на доски, ни на полотна. К тому же эта картина сделана анилиновыми красителями, которые имеют свою специфику. Одно неверное движение — и краска поплыла по всей картинке». Видимо, поэтому реставрация такой маленькой картины — 34 х 57,5 см стоит 300 тысяч рублей. Как говорит реставратор, технические работы над ней будут закончены через две недели.
— Реставрация — технологически сложный процесс. Люди теряют зрение, приобретают профзаболевания, так как работают с химикатами. Порой реставрация некоторых объектов затягивается на десятилетия. Поэтому я всегда говорю, что у реставраторов золотые руки, — признается директор Иркутского музея Елена Зубрий. Работа продолжилась на мастер-классе в реставрационном зале. Там для иркутян заранее приготовили кисточки, спонжи, растворы, уже нарезанную тонкую бумагу. Гости из Санкт-Петербурга похвалили оборудование и помещение Иркутского музея: все необходимое есть, чтобы научить замысловатому китайскому ремеслу.
— Просто по наитию браться за реставрацию китайских экспонатов я вам не советую. Это строго технологичный процесс, — начала мастер-класс специалист Эрмитажа Елена Шишкина. — Пока тренируемся на газетах, потом перейдем к драгоценному объекту Бай Цзюй-хуа. Попробуйте намочить газету и увидите, как поплывут чернила. Здесь нужен метод отдаленного увлажнения, на профессиональном жаргоне называемый бутербродом, когда бумага впитывает воду на молекулярном уровне.
Так началась скрупулезная работа реставратора. В этот день работники Иркутского художественного музея узнали много полезного. Теперь в планах музея приглашать мастеров из Эрмитажа как можно чаще. Ведь реставрация одного лубка — всего лишь толчок к тому, чтобы выставить на всеобщее обозрение всю китайскую коллекцию. В лучшем случае на это уйдет около двух лет.
Уникальная коллекция
Иркутский областной художественный музей обладает уникальной коллекцией картин няньхуа — особого вида традиционного изобразительного искусства Китая. Коллекция музея насчитывает 22 китайских лубка. Большинство их было привезено экспедициями Восточно-Сибирского отделения Императорского русского географического общества — крупнейшего научного центра Сибири еще в конце ХIХ века. Экспедицией ВСОРГО была привезена и уникальная картина неизвестного художника «Поимка Бай Цзюй-хуа».
АННА КОЧКУРОВА. Фото автора