С 26 по 28 сентября на акватории иркутского водохранилища прошла заключительная гонка парусного сезона в Иркутске - "Бархатная осень". Эта регата
традиционно становится самой массовой в Иркутске. В начале лета какие-то яхты еще не готовы, в середине лета есть гонки сложные, которые не всем пройти под силу. Но на «бархатку», как ее ласково называют яхтсмены, выходят практически все. Это - еще и возможность встретиться для друзей, пообщаться, «погоняться» в свое удовольствие.
В этом году
на старт вышло 27 яхт - почти рекордное количество.
Это практически максимум того количества участников, которое возможно набрать сейчас, учитывая, что некоторые лодки в ремонте. Самое большое количество участников "Бархатной осени" - 30 яхт, говорят организаторы. А сейчас вышло 27, шесть зачетных групп. Выбралась на воду даже «Синильга», которая почти три года не участвовала в регатах.
В пятницу в Иркутске стояла настоящая бархатная осень, без кавычек: тепло и солнечно. Но к вечеру, а на 18 часов был назначен старт первой гонки, подул резкий ветер, который принес с собой снег. Но, как говорят яхтсмены, уж лучше хороший ветер и снег, чем солнышко при полном отсутствии ветра! Так что ни одну из четырех запланированных гонок пока отменять не пришлось.
Зато прямо на старте из-за досадного происшествия вынуждена была сойти яхта «Ногана»: нарушив правила, она допустила столкновение с яхтой «Каприз», которая, к счастью, не пострадала. А вот «Ногана» понесла потери при этом столкновении: у нее зацепился грот за оборудование «Каприза» и оказался порван. «Ногана» вынуждена была сойти в этой гонке, едва стартовав.
В целом погодные условия позволили яхтсменам продемонстрирова
ть свои лучшие качества. Например, при сильном ветре, какой был в пятницу, яхтам пришлось убавлять парусность, чтобы крен не был слишком сильным. Во-первых, это опасно, а во-вторых, если крен велик, то лодка начинает дрейфовать, практически не продвигаясь вперед. Чтобы уменьшить крен, надо грамотно уменьшать площадь парусов, тогда лодка выпрямляется. Для всех этих маневров нужен опыт и мастерство. И участники выдержали все напасти, показав себя с лучшей стороны.
Старт в парусном спорте - это совсем не то, что в беге или лыжах. Здесь нет четкой точки отправления, есть только стартовая линия, которую важно не пересечь до момента старта. И лодка на старте не стоит спокойно, дожидаясь сигнала, а ходит туда-сюда, выбирая удачную позицию. И тут важно рассчитать скорость и подобрать те минуты-секунды, чтобы тебя «несло» прямо к старту, но ни в коем случае не «перетащило» за линию. А если ветер сильнее, чем возможности яхтсменов? Тогда нарушение - фальстарт!
В этот раз в ходе гонки было сразу три фальстарта. Одни из них допустила яхта «Эмишн», главный претендент на победу. Причем экипаж даже не понял этого и смело понесся вперед. На воде же не нарисована линия старта, и нарушение порой может углядеть только судья. Главному судье Евгению Андряшину пришлось связываться по рации, чтобы остановить неудержимых гонщиков. Таковы правила в случае фальстарта: вернуться назад к месту старта и все повторить заново.
Самый сильный ветер был в пятницу, в субботу он дул хотя и послабее, но все же бодренько, и участники без проблем сгоняли вторую гонку - она началась в 10 утра. Затем пообедали и в 14 часов отправились на третью. Старт - у плотины, финиш - в бухте Девичья, район Курмы, куда яхтсмены пришли также довольно быстро - еще засветло, хватило времени расположиться для ночевки.
А вот третий день всем помотал нервы. 10 утра, время стартовать - а ветра нет. Отложили старт на полчаса, потом немножечко подуло, и участники кое-как выбрались из бухты.
- Штилевая гонка - это самое тяжелое, самое трудное испытание для яхтсменов, - говорит Евгений Андряшин, главный судья регаты, - они мучились они целый день!
Чтобы не ждать до утра всех участников, в гоночной инструкции есть положение: контрольное время окончания гонки - 16 часов. Кто не успел - тот может включать мотор и спокойно ехать по своим делам, но в зачет этой гонки он получит только одно очко - за то, что стартовал. Вообще, очки начисляются так: сколько яхт выступает в твоей зачетной группе - столько очков и получит победитель. Второй - на одно меньше, и так далее. Если ты не стартовал - то получишь за гонку ноль очков. По сумме всех гонок и подводят итоги.
Первой финишировала «Эмишн», за пару часов до контрольного времени. Почти сразу же за ней пришла «Сильвер глоу», в классе спортивных однотонников длиной 12 метров эти две лодки заняли первое и второе место. Среди простых однотонных яхт первым пришел «Нептун».
Всего же в контрольное время воскресной гонки уложились не более десятка лодок. Но настоящим триллером стал финиш яхты «Диана» - это большое двухмачтовое судно, а при отсутствии ветра таким громоздким яхтам приходится труднее всего. Про финиш лучше расскажет Александр Улыбин, капитан «Дианы»:
- Хотя мы гонку и не выиграли, но эта битва со временем - она дорогого стоила! В момент старта я по приборам рассчитал время прибытия в точку финиша, с учетом ветра и нашей скорости. И приборы показали, что с такой скоростью мы придем туда только в 20 вечера.
Но если и придут - что толку? Чуть позже ветерок усилился, приборы «сжалились» и изменили время прибытия на 18 часов, но от этого тоже радости не прибавилось. Наконец ветер появился, лодку удалось немного разогнать, и капитан увидел, что прибытие почти - в 16.08. Вот с этим временем уже можно поспорить! Вот уже почти финиш, но прямо по курсу мели! Что делать?
- И вот у нас дилемма: пойти прямо и рисковать посадить такую большую яхту на мель? Это значит проиграть сразу, ведь столкнуть ее быстро будет невозможно. А глубина под килем - почти предельная для нас, два с половиной метра. Или лучше не рисковать, отклониться от курса, пойти в обход и потерять драгоценные секунды?
Яхта, управляемая самим Улыбиным, все же благополучно обошла все мели. Никто уже не думал о занятом месте, главное - борьба со временем! «Диана» финишировала за одну минуту и 23 секунды до закрытия старта. Для экипажа это и стало главной победой!
Регата закончилась, но места были распределены не сразу. Это легко сделать, если все обошлось без замечаний и протестов. А тут не обошлось. Сначала «Омега» подала протест на яхту на «Марго», за то, что огибание нижнего знака прошло как-то не по правилам. Но судьи нарушений не углядели, и протест был отклонен. Зато «Марго» немедленно подала встречный протест - уже на «Омегу». Вроде как у нее не сделан новый обмер, и характеристики лодки не соответствуют мерительному свидетельству. Если этот протест будет удовлетворен - то лодку придется дисквалифицирова
ть во всех гонках.
В общем, подсчет всех мест по шести зачетным группам - процесс долгий и сложный. Если после гонки яхтсмены отдыхают, то судьи еще долго трудятся, окончательно распределяя места. Именно поэтому в день финиша решили награждение не проводить. Свои призы и награды победители получили только через неделю.
Полные результаты регаты "Бархатная осень"-2014
Все участники регаты были поделены на шесть зачетных групп. Самой ммногочисленной стала третья зачетная группа - в ней приняли участие восемь яхт. По окончании гонки, кроме распределения мест в группах, были определены и победители в зачете по абсолютному времени.
1 зачетая группа
1. Викенд
2. Гном
3. Навахо
2 зачетная группа
1. Аэро
2. Альм Матер
3. Чунга-Чанга
3. Ясна
3 зачетная группа
1. Веста
2. Синильга
3. Ласточка
4. Браво
5. Алоха
6. Каприз
7. Ногана
8. Вея
4 зачетная группа
1. Нептун
2. Эверест
3. Аврора
5 зачетная группа
1. Ника
2. Марго
3. Омега
6 зачетная группа
1. Сцилла
2. Диана
3. Виктория
7 зачетная группа
1. Эмишн
2. Сильвер Глоу
3. Фридом-2
Зачет по абсолютному времени
1. Эмишн. 2. Сильвер Глоу. 3. Сцилла.