Забайкальцы, желающие сдать машины на утилизацию и приобрести новые с 50-тысячной скидкой, становятся в очередь
В России, в том числе в нашем регионе, продолжается эксперимент, как он правильно называется, “по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию”. Или, как привыкли говорить автовладельцы, — по утилизации. С марта нынешнего года, когда началась реализация этой программы, любой гражданин может сдать свою старую машину в утиль и взамен получить скидку на новую в размере 50 тысяч рублей.
По следам европейцев
Идея такого “бартера с доплатой” принадлежит не нам. Программа утилизации стартовала во многих европейских странах еще в конце 2008-го, когда там начался спад на автомобильном рынке. В итоге благодаря своевременной государственной поддержке продажи новых автомобилей к концу 2009 года не только не сократились, а, наоборот, заметно выросли. К примеру, в Германии рост по сравнению с началом года составил 26 процентов. Неудивительно, что мы решили перенять опыт.
Правда, не обошлось без внесения некоторых корректив в западный оригинал программы, что расстроило многих наших автовладельцев. И самое главное “расстройство” — ориентирование российского правительства прежде всего на поддержку отечественного автопрома. В Европе бывшую в эксплуатации машину можно было обменять на любую новую, подходящую по экологическим требованиям. А у нас взамен предлагают только ту, которая произведена на территории страны.
В перечень подлежащих продаже со скидкой в рамках эксперимента вошли автомобили, прежде всего, АвтоВАЗа, ГАЗа, УАЗа, ОАО “ИЖАВТО”. Среди прочих в списке допущенных к программе производителей есть и ЗАО “Форд Мотор Компани” (Ford Focus, Ford Mondeo), и ООО “Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус” (Nissan Teana, Nissan X-Trail), и ООО “ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус” со своими Volkswagen Tiguan, Skoda Octavia, Skoda Fabia. В перечень вошла одна модель ООО “Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия” — Toyota Camry.
Три, а по факту — один
Что касается нашего региона, то забайкальцы вынуждены выбирать между продукцией трех автомобильных заводов, дилеры которых, действующие на территории края, подтвердили свое участие в программе. Это дочернее предприятие ОАО “АвтоВАЗ” — “ЧитаСервисЛада”, — ООО “Читаавтоснаб” — дилер “УАЗ”, — и ОАО “ЧитаГАЗАвтоСервис”. Причем, по словам руководства ООО “Читинский чермет” — предприятия-утилизатора, участвующего в государственном эксперименте, пока работа четко налажена только с первым дилером.
С целью приобрести новые средства передвижения с 50-тысячной скидкой сюда обращаются собственники вышедшего из эксплуатации автотранспорта (ВЭТС), который прослужил своему хозяину или хозяевам верой и правдой больше десяти лет. Помимо обладания преклонным возрастом автомобиль должен соответствовать и другим требованиям Министерства промышленности и торговли РФ, координирующего ход эксперимента, — находиться в собственности у последнего владельца не менее одного года и весить не больше 3,5 тонны.
Дилер принимает заявления от владельцев подпадающих под программу ВЭТС о намерении приобрести новые автомобили со скидкой, а также документы, подтверждающие право собственности на имеющиеся. Что касается дальнейших действий, в нашем регионе на практике сложился следующий порядок работы. Как только клиенту поступает подтверждение о том, что заказанное авто отгружено с завода-изготовителя, он либо самостоятельно снимает машину с регистрационного учета в ГИБДД и доставляет ее на пункт утилизации, но несет расходы по оплате его услуг, а также уплате пошлин, либо все эти заботы перекладывает на плечи дилера. В таком случае может потратиться только на оформление соответствующих доверенностей.
Потери в доходах, возникшие при совершении подобных вспомогательных операций и собственно при продаже новых машин по отличным от рыночных ценам, возмещаются торговой организации из федерального бюджета в форме предоставления субсидий.
Экологические тонкости
Как уже было сказано выше, за утилизацию вышедших из эксплуатации транспортных средств в Забайкалье отвечает ООО “Читинский чермет”. Здесь, по словам начальника коммерческого отдела Юрия Козырева, прежде чем пустить машину под пресс, проводят с ней все необходимые операции, сводящиеся к разборке некогда бывшего на ходу авто. Кстати, некоторые экземпляры вплоть до самой разборки находятся в вполне приличном состоянии: не просто заводятся, а под контролем опытного водителя могут проехать не один километр.
Рабочие даже с некоторым сожалением сливают топливо, масло, технические жидкости. Снимают шины, вытаскивают аккумуляторы, масляные и воздушные фильтры, проводят демонтаж бамперов, панелей приборов, стекол и других частей, которые не подлежат переработке. Затем проводится сортировка отходов по видам, их накопление.
Нужно помнить, что сдавать транспорт на утилизацию необходимо полнокомплектным. Машина должна иметь все основные установленные на штатных местах составные части, прежде всего, обеспечивающие движение. Это кузов (рама), двигатель, коробка передач, трансмиссия, органы управления, колеса, аккумуляторная батарея, панель приборов, штатное электрооборудование, сиденья. Кроме того, на месте должны находиться детали, содержащие экологически опасные материалы и компоненты (при их наличии): фильтры, баки для жидкого топлива, сжатого газа и эксплуатационных жидкостей, подушки безопасности, узлы и детали системы выпуска выхлопных газов.
Предложение не поспевает
Только сдав старую машину на пункт утилизации и заверив соответствующее свидетельство, физическое лицо — участник эксперимента — получает право на скидку и приобретает в собственность новое средство передвижения. Счастливый, вдыхает новый “заводской” запах салона, пробует покрутить руль, регулирует кресло и, наконец, вставляет ключ в зажигание…
Казалось бы, механизм довольно прост, поэтому количество желающих совершить долгожданный обмен с каждым месяцем увеличивается. Беда в том, что благодаря тому самому стимулированию, которое и проводится в рамках эксперимента, спрос на приобретение нового автотранспорта взамен утилизированного в нашем регионе сильно опережает предложение. Как отмечают эксперты, проблема заключается в неправильно распределенных между регионами страны квотах на льготное авто. Большой дисбаланс, к примеру, существует между Забайкальским краем и Дальним Востоком, который и без данной программы прекрасно обеспечен транспортом. В отличие от того же Владивостока, в Чите уже сегодня есть приличная очередь на отечественные автомобили. Все машины, которые приходят забайкальскому дилеру АвтоВАЗа, уходят с колес, не попадая на склады и в салоны.
Марина Соснина