Поздняково ждет аэропорт

Тема строительства аэропорта Иркутск-Новый неожиданно всплыла на прошлой неделе. Министр транспорта РФ Игорь Левитин на встрече с губернатором <a href='http://persona38.ru/faces/oblvlast/gubernator/77'>Дмитрием Мезенцевым</a> сообщил о том, что уже в 2010 году будут выделены средства на строительство взлетной полосы нового аэропорта. Информационный штиль вокруг этого вопроса в очередной раз сменился бурным обсуждением. Стало известно и о намеченных сроках завершения строительства и ввода его в эксплуатацию — 2015—2016 годы. Напомним, что обсуждение места под строительство аэродромного комплекса продолжалось на протяжении десятилетий и закончилось только в прошлом году. Специалисты предпочли площадку у деревни Позднякова, отвергнув еще три активно обсуждаемые. Через 6—7 лет новый аэродромный комплекс, возможно, начнет действовать. Мы узнали, как обстоят дела на месте.

Работа рядом с домом

В деревне Позднякова проживает около 300 человек, это меньше ста дворов. Благодаря своему близкому расположению к Иркутску часть жителей деревни работают в городе, остальные заняты на местном сельхозпредприятии либо ведут личное подсобное хозяйство. Живут люди небогато, надеясь на лучшие времена.

Новость о строительстве нового аэропорта вблизи деревни многим местным жителям пришлась по душе. Аэропорт расположится в 40 км от Иркутска, и даже не в Позднякова, а в нескольких километрах от деревни. Люди ждут, когда начнется строительство. Это будет означать для них лишь одно: работа рядом с домом и хорошие деньги.

Председатель совета ветеранов Хомутовского МО Мария Латышева живет в деревне с шести лет. Она бесконечно привязана к родным местам и считает, что местные жители достойны лучших условий жизни.

— В первую очередь изменений ждет молодежь, — говорит пенсионерка. — Они надеются быть занятыми на строительстве самых разных объектов, хорошо зарабатывать. Возле аэропорта будут строить жилье и новые дороги. Основным преимуществом нового месторасположения аэродромного комплекса пенсионерка-активистка Мария Латышева считает его разумную удаленность от города.

Между тем работа по подготовке участка уже начата. Работники сельхозпредприятия «Агромир», поля которого расположены как раз вблизи Позднякова, в августе этого года видели специалистов, направлявшихся в район будущего аэродромного комплекса.

— Однажды мы видели, как они набирали воду из нашего поздняковского источника. Брали много, видимо надолго заезжали, — рассказывает Светлана, работница предприятия.

Позже в том же направлении увозили бурильную установку, а еще позже местные жители вытаскивали оттуда застрявшую технику и людей.

Пайщики держат паи при себе

Сейчас рядом с отведенной под строительство аэропорта площадкой располагаются колхозные поля, которые арендуются у пайщиков, а также китайские поля с буйно произрастающей капустой.

— Участок, где будет вестись строительство аэропорта, граничит с полями, которые мы засеваем и обрабатываем, — поясняет руководитель сельхозпредприятия «Агромир» Степан Поляков. — Он даже захватывает 10—20 гектаров наших полей.

Собственной земли у предприятия нет, все имеющиеся у них 1500 гектаров арендуются у пайщиков. Последние, проведав о планах возведения аэропорта, землю держат при себе, якобы под дальнейшее строительство. Сейчас эта земля больше похожа на заброшенный пустырь.

Похоже, разговоры о покупке земли вблизи места, намеченного под строительство, и о строительстве на нем жилья в деревенской среде идут весьма активно.

В соседней от Позднякова деревне Тальке нас встретила местная жительница, она и указала приблизительное месторасположение будущих воздушных ворот области.

— Купить хотите участок? Наверное, строиться будете? — поинтересовалась старушка.

По деревне бродят слухи

Масштабный проект строительства нового аэропорта порождает немало слухов у местного населения. Одни жители определенно уверены, что для возведения чего-то грандиозного непременно нужно что-то разрушить. В данном случае, по мнению людей, жертвами могут пасть две деревни — Позднякова и Талька. Жители говорят о том, что они помешают строительным работам и их со временем снесут. Между тем строительство будет вестись на приличном расстоянии от жилого сектора в Позднякова и уж тем более от соседней Тальки. Похоже, это одна из местных страшилок, которую передают жители из уст в уста с какой-то неведомой целью. Другая часть местного населения не верит слухам, но выражает сомнения в правильности выбранного места.

— Не знаю, кто выбирал площадку, но она определенно не подходит под такой объект, — размышляет один из местных жителей. — Земли там болотистые. А еще одна ошибка — вести дорогу к аэропорту через Плишкино. Там ведь сплошные горы. Для того чтобы проложить в тех местах путь, нужно пригнать сотни бульдозеров, чтобы сровнять горы с землей.

Участок еще предстоит согласовать

Местные жители вынуждены жить домыслами и догадками, поскольку администрация Хомутовского муниципального образования, куда входит и деревня Позднякова, новостями порадовать людей не может. Чиновники сами в неведении.

Глава Хомутовского МО Василий Колмаченко знает о реальных подвижках в деле строительства важного для всего региона проекта крайне мало, несмотря на то, что этот грандиозный проект будет реализовываться на его территории. Последние полгода в отношении возведения аэропорта была полная тишина. Некоторая определенность наметилась на днях.

— На прошлой неделе пришло письмо о согласовании земельного участка. Сейчас специалисты изучают и готовят документы. Еще предстоит выяснить, входит ли в мои полномочия решение вопроса с лесным фондом, который находится на выделенной площадке, — отмечает глава МО.

В отличие от местного населения, Василий Колмаченко не видел специалистов, исследовавших участок. С проектом аэропорта его также не знакомили.

Анна Соколова,
Фото автора

<p style='padding-right:18px;' align='right'><a target='_blank' href=http://www.pressa.irk.ru/sm/2009/39/004002.html>«СМ Номер один».</a></p>



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ