Кризис ликвидности, с которым российские банки столкнулись в конце апреля 2012г., в мае продолжил разрастаться. Менее чем за 3 недели ставки на межбанковском рынке подскочили с 4,41% до 6,32%, средняя стоимость заимствований по кредитам «овернайт» увеличилась с 4,37% до 6,17%, а ставки по кредитам MosPrime для крупных первоклассных заёмщиков выросла с 4,67% до 6,32%.
На этом фоне Банк России был вынужден в спешном порядке приступить к беспрецедентным финансовым вливаниям – за период с 9 по 29 апреля объём рефинансирования банков в рамках операций РЕПО подскочил в 70 раз - с 15 млрд до 1,11 трлн рублей, объём предоставленных внутридневных кредитов вырос с 135,2 до 311,9 млрд рублей, а размер прочих предоставленных кредитов не опускается ниже отметки в 415,8 млрд рублей.
Одновременно с этим остаток средств коммерческих банков на депозитных счетах в Центробанке сжался в 5 раз - с 368,7 млрд. 10 апреля до 61,5 млрд. рублей в конце того же месяца, что также стало крайне негативным сигналом об острой нехватке свободных денежных средств.
Таким образом, только за последние 3 недели совокупный объём финансовых вливаний Банка России в российскую банковскую систему подскочил с 550 млрд рублей до 2 трлн рублей, что превышает 4% ВВП и 20% федерального бюджета. Это огромная для деиндустриализированной российской экономики сумма денег, которая превышает суммарные расходы федерального бюджета в 2011г. на финансирование науки и образования (553,4 млрд. рублей), медицины (499,6 млрд.), ЖКХ (279,7 млрд.),спорта (44,2 млрд.), культуры (83,8 млрд.) и обслуживание государственного долга (262,7 млрд.).
Объём спешно предоставленных крупным российским госбанками финансовым спекулянтам средств позволил бы утроить расходы государства на науку и инновации, на 20% увеличить капитальные вложения в экономику,модернизировать транспортную и энергетическую инфраструктуру, а также в разы увеличить объёмы выпуска наукоёмкой продукции и высокотехнологичных товаров.
Однако больше всего опасений вызывает тот факт, что российская банковская система умудрилась войти в стадию острой нехватки ликвидности и повышенной турбулентности во второй разза последние полгода на фоне беспрецедентно дорогой нефти (115 долл. за баррель), колоссальных валютных резервах (515 млрд. долл.), огромных бюджетных запасах (более 6,5 трлн. рублей)и худо-бедно растущей на 4,3% экономикой.
Напомним, что в конце 2011г. на фоне усилившегося долгового кризиса в периферийной части Еврозоны и снижения суверенного кредитного рейтинга США со стороны агентства S&P, крупные международные финансовые спекулянты и европейские банки стали в массовом порядке вывозить капитал из России. Это внесло не только существенный вклад в беспрецедентный с 2008г. чистый вывоз капитала в $80,5 млрд. по итогам 2011г., но также спровоцировало жуткую нехватку денежных средств в банковском секторе и вызвало кризис ликвидности.
Тогда за период с июля по декабрь 2012г. стоимость заимствования на московском межбанковском рынке (MIACR) подскочила с 3,5% до 6,04%, что вынудило Банк России в срочном порядке нарастить объём рефинансирования банковской системы в рамках операций РЕПО с 1-5 млрд. рублей в июле 2011г. до 936,9 млрд. в конце декабря.
Одновременно с этим, за сентябрь-декабрь 2011г. объём прочих кредитов коммерческим банкам подскочил более чем в 400 раз – с 200 млн. до 376 млрд. рублей, размер внутридневных кредитов вырос с 90 до 320 млрд. рублей, а финансовые вливания в рамках ломбардного кредитования со стороны Банка России увеличились с 300 млн. до 11,3 млрд. рублей.
И тогда (в конце 2011г.) и сейчас (в первом квартале 2012г.) цена спасения российской банковской системы превысила отметку в 2 трлн. рублей– 20% федерального бюджета в 2011г. и 4% ВВП. Хуже обстояла ситуация только в разгар кризиса в 2008-2009гг., когда в силу привязки эмиссии рубля к притоку «нефтедолларов» на фоне 4-кратного обвала цен на нефть и вывоза $135 млрд. объём денежной массы М2 упал на 15% (хуже чем во времена дефолта ГКО-ОФЗ 1998г.), ставки на межбанковском рынке подскочили с 3,5% до 21,5%, банковская система оказалась на грани краха, а объёмы бесконтрольных финансовых вливания состороны Банка России превысили отметку в 6 трлн. рублей – 70% федерального бюджета и 15% ВВП.
Основная проблема российской банковской системы состоит втом, что у нас в принципе нет самостоятельной и независимой денежно-кредитной, валютной и финансово-бюджетной политики – банк России самоустранился от выполнения обязанностей кредитора последней инстанции и основного института рефинансирования экономики, свёл всю свою деятельность к функциям валютного обменника и, по сути дела, превратился в филиал Федерального Резерва США.
Уже более 20 лет эмиссия рубля практически целиком и полностью привязана к покупке иностранной валюты от притока «нефтедолларов», иностранных кредитов и спекулятивного капитала. Таким образом, денежное предложение искусственно ограничивается приростом валютных резервов и никоим образом не соотносится с реальными потребностями хронически недофинансированной промышленности и населения в денежных ресурсах.
Абстрагируясь от проблемы коррупционных поборов и произвола монополий, именно искусственное поддержание дефицита денег обусловливает тот факт, что российская экономика уже 20 лет находится в состоянии хронического инвестиционного кризиса. Несырьевые секторы экономики испытывают сильнейшую нехватку доступных кредитов, выпуск наукоёмкой продукциив 3-5 раз ниже отметок 1990г., а подавляющая часть энергетической, транспортной и жилищно-коммунальной инфраструктуры(80-85%) находится в аварийном состоянии.
В условиях, когда стоимость заимствований в не сырьевых отраслях промышленности и аграрном комплексе в 3 раза превышает среднюю рентабельность производства и зашкаливает за 20-25% годовых, не стоит удивляться усиливающейся деградации структуры экономики и примитивизации производства. 92% валютных доходов, 82% прибылей и 75% капитальных вложений приходятся на добывающие секторы экономики, естественные и транспортные монополии, оптово-розничную торговлю, металлургию и нефтепереработку.
При этом, объёмы выпуска высокотехнологичной продукции и наукоёмких производств, обладающих высоким мультипликатором добавленной стоимости и являющихся фундаментом модернизации экономики на базе нового технологического уклада, в 3-5 раз ниже отметок 1990г., уровень загрузки мощностей редко поднимается выше 45%, износ основных фондов превышает 70%, вклад в экспорт не превышает 1,5-2%, а оплата труда в них в 2-2,5 раза ниже, чем в добыче сырья и финансовых спекуляциях.
Уже много лет российские денежные власти не хотят понять, что инфляция в России носит немонетарный характер. Она спровоцирована ускоренным ростом тарифов сырьевых и инфраструктурных монополий, коррупционными поборами, административными барьерами, высокими транзакционными издержками, а также неподъёмными кредитами.
Искусственно сдерживая рост денежной массы и абсорбируя свободную ликвидность под разговоры о борьбе с инфляцией, российские денежные власти лишь усугубляют инвестиционный кризис в экономике, провоцируют острую нехватку доступных кредитных ресурсов, подсаживают промышленность на иглу внешних займов и обеспечивают ещё большую деградацию структуры российской экономики.
Не удивительно, что за период 2000-2011гг. объём внешних корпоративных займов подскочил с $30 до $519 млрд., а совокупные чистые потери частного сектора от уплаты доходов на капитал международным банкам и оффшорным акционерам (проценты, дивиденды, рента и т.д.) за последние11 лет превысили $267,2 млрд.
Если Банк России продолжит наступать на те же самые грабли,на которые наступали российские либеральные реформаторы в 1990-е годы, и, под разговоры о борьбе с инфляцией будет искусственно ограничивать рост денежной массы приростом валютных резервов, то российская обрабатывающая промышленность никогда не выйдет из депрессивного состояния, а Россия будет оставаться «сырьевой колонией» Запада с разрушенной промышленностью. При этом, дефицит свободных денежных средств и кризисыликвидности в банковском секторе будут перманентными, время от времени маскируясь на фоне притока «нефтедолларов» и финансовых вливаний со стороныБанка России.
Денежным властям нужно в срочном порядке отказаться от привязки эмиссии рубля к притокуиностранной валюты, а Банк России должен возвратиться к исполнению своих прямых Конституционных обязанностей – стать полноценным институтом рефинансирования экономики, регулятором денежно-кредитного обращения и кредитором последней инстанции.
В настоящий же момент вся его деятельность сводится исключительнок валютно-обменным операциям – эмиссии рублей под приток нефтедолларов, иностранных кредитов и спекулятивного капитала – которая никоим образом несоотносится с потребности экономики и промышленности в кредитных ресурсах и непозволяет обеспечить расширенное воспроизводство физического капитала.
Откровенный бардак, который творится в российскомбанковском секторе, каким-то чудесным образом вообще не привлекает внимание Банка России. Только официальная оценка ежегодного оборота рынка «обналичивания» криминальных доходов и легализации преступных активов превышает 5,5 трлн.рублей (10% ВВП и 50% федерального бюджета), а учтённый Банком России незаконный вывоз капитала по итогам 2011г. превысил отметку в $42,2 млрд. – 13% федерального бюджета в 2011г.
Всего же за период с 2008г.по март 2012г. при полном попустительстве российских властей и Банка России незаконным путём было вывезено порядка $173,7 млрд., что эквивалентно 10% ВВП, 52% федерального бюджета и в 3 раза превышает суммарные расходы правительства на экономику, в 3,5 раза - дефицит ПенсионногоФонда, в 9 раз – расходы на науку и образовании, в 11 раз – финансирование медицины, в 18 раз – вложения в модернизацию находящегося в аварийном состоянии ЖКХ.
Вместо реальной борьбы с теневым сектором экономики, превышающим по официальным данным 15% ВВП, а в действительности зашкаливающим за 35-40% ВВП, и пресечением откровенноне законных банковских операций (до 70% банков главным источником доходов имеют операции по «отмыванию» преступных доходов и легализации прибылей коррумпированных чиновников), российский Центробанк занимается разговорами отаргетировании инфляции, макроэкономической стабильности и скором притоке капитала. И совершенно необъяснимым образом умудряется «проглядеть» многомиллиардные финансовые аферы в Банке Москвы, Межпромбанке, Традо-банке, Банке Славянском, КИТ-Финансе, ВЕФКе и многих других банках, на спасениекоторых уже было потрачено порядка 1 трлн. рублей.
До тех пор, пока объём денежного предложения, масштабы эмиссии, стоимость кредитных ресурсов и прочие ключевые показатели денежно-кредитной политики никак не увязаны с реальным положением дел вэкономике, а определяются исключительно внешними, а потому абсолютноне прогнозируемыми и неподконтрольными экономическим властям факторами, можно смело забыть о модернизации экономики, развитии наукоёмких производств, наращивании капитальных вложений в обрабатывающие отрасли, финансировании высоких технологий и преодолении научно-технического упадка.
В условиях, когда предложение рублей определяется размером «нефтедолларовых» доходов, ценами нанефть, притоком иностранных кредитов и глобального спекулятивного капитала, впору поднимать вопрос об утрате контроля на ключевым элементом экономической безопасности страны и государственного суверенитета – способностью страны проводить независимую денежно-кредитную политику винтересах отечественных товаропроизводителей, национального банковского сектораи населения.
По сути дела, российские рубли являются перекрашенными американскими долларами и обеспечиваются не потенциалом российской экономики, объёмом производимых товаров и услуг, перспективами отечественных наукоёмких производств и даже неверой в адекватность проводимой в стране макроэкономической политики. Российский рубль обеспечен американским долларом и евро, которые в огромном количестве эмитируют Федеральный Резерв и ЕЦБ для покрытия рекордных бюджетных дефицитов США (10,5% ВВП) и ЕС (8,5% ВВП). Тольков 2011г. ФРС США эмитировал более $420 млрд. для покрытия своих бюджетных расходов, а ЕЦБ накачал финансовую систему Еврозоны 1,1 трлн. евро, что превышает $1,4 трлн.
Согласно денежной программе Банка России на 2012-2014гг. по итогам января-октября 2011г. совокупный размер первичного денежного предложения (денежной базы) составил порядка 6,3 трлн. рублей. При этом получены они были благодаря тому, что Банк России эмитировал под приток «нефтедолларов», иностранных кредитов и спекулятивного капитала порядка 15 трлн. рублей, а засчёт искусственного сжатия денежного предложения абсорбировал из экономики порядка 8,74 трлн. рублей, которые и были вывезены за рубеж в долговые бумаги наших стратегических конкурентов.
Из них 6,14 трлн. рублей составила величина чистого отрицательного кредита органам государственной власти, ещё 236,3 млрд.были абсорбированы у банков, а 2,35 трлн. рублей составило чистое изъятие денежного предложения по другим статьям.
Совершенно непонятно о каком превращении российского рубля в региональную валюту может идти речь, если у России нет даже своей собственной независимой денежно-кредитной политики, национальная валюта является перекрашенным долларом, а объём денежного предложения зависит от притока в страну «нефтедолларов» и иностранных кредитов.
Таким образом Россия искусственно импортирует огромное количество внешних рисков (валютных, процентных и т.д.), а объём денежного предложения в экономике и доступность кредитов попадают в зависимость от действий Центробанков третьих стран (США и ЕС), а также от операций глобального спекулятивного капитала на международных товарно-сырьевых биржах.
Эта политика уже успела продемонстрировать себя во всей красе в разгар кризиса 2008-2009гг., когда на фоне 4-кратного обвала цен на нефтьденежное предложение сжалось на 15%, ставки на межбанковском рынке за 2 месяца подскочили с 3% до 21%, кредитование малого и среднего бизнеса оказалось парализовано, а весь банковский сектор оказался на грани коллапса.
Закономерным итогом стала разбалансировка системы денежно-кредитного обращения, кризис неплатежей, обвал в промышленности на 15,2%, снижение ВВП на 7,8%, падение капитальных вложений на 22%, обвал выпуска продукции машиностроения, станкостроения и автомобилестроения на 55-75%. Глубже и масштабней деиндустриализированной экономики России во время кризиса не умудрился упасть вообще никто ни в G-8, ни в группе развивающихся экономик G-20, ни среди нефтеэкспортёров.
И это при том, что бесконтрольно выделявшиеся наподдержку реальной экономки в совершенно фантастических масштабах бюджетные средства (более 6,5 трлн. рублей) при полном попустительстве Банка России утекли навалютный рынок, спровоцировав 50% обесценение рубля и потерю $250 млрд. валютных резервов.
К сожалению, насколько можно судить, никаких конструктивных выводов из кризиса 2008г. российскими экономическими властями и Банком России сделано не было – российский Центробанк по-прежнему выполняет функции валютного обменника и не занимается созданием полноценной системы рефинансирования экономики.
И не стоит удивляться, тому, что, даже несмотря на 40% рост цен на нефть за последние 1,5 года, темпы роста экономики стагнируют на отметке в 4,3% , а темпы роста в обрабатывающих отраслях упали в 5 раз – с 11,8% в 2010г. до 6,5% по итогам 2011г. и 2% в марте 2012г.
Российская промышленность, не связанная с паразитическим проеданием природно-сырьевой ренты, распилом бюджетных средств и спекулятивными операциями с доходами коррумпированных чиновников, задыхается от нехватки доступных кредитов, коррупционных поборов, произвола монополий и бесконтрольного наплыва импорта.
Модель «экономики трубы», подразумевающая паразитическое проедание «нефтедолларовых» доходов от распродажи минерального сырья и вывоз сверхприбылей коррумпированных чиновников и монополистов в фешенебельные страны, себя исчерпала.
Российская экономика находится в разрухе – растут исключительно добывающие секторы экономики, а также отрасль финансовых спекуляций и оптово-розничной торговли, которые никак не связаны с развитием научно-технического потенциала, возрождением наукоёмких производств и созданием межотраслевых цепочек добавленной стоимости. И до тех пор, пока Банк России будет искусственно поддерживать дефицит денежного предложения и усугублять инвестиционный кризис в экономике, никакие, даже самые благие намерения правительства по модернизации экономики и отраслевой диверсификации промышленности будут нереализуемы в силу отсутствия необходимых для этого ресурсов.
Владислав Жуковский
"Байкал24"
впервые опубликовано