Мы уже писали об освобождении танкера "Московский университет" от сомалийских пиратов, которое блестяще провели боевые моряки Тихоокеанского флота с корабля "Маршал Шапошников". В настоящий момент стали известны новые подробности этого освобождения и мы решили вновь вернуться к этой теме.
С момента, когда российский танкер "Московский университет" с 23 членами экипажа на борту был захвачен сомалийскими пиратами, до освобождения судна прошло меньше суток. Эта ситуация продемонстрировала, что присутствие военных кораблей в Аденском заливе необходимо, и не только для сопровождения проходящих опасную зону судов, но и для непосредственного противостояния пиратам.
Военные корабли были направлены в Аденский залив еще в конце 2008 года, когда стало понятно, что пиратство сделалось для части жителей Сомали рутинным промыслом. С тех пор действует многофункциональная система защиты судов. С одной стороны, силы ЕС помогают морякам прокладывать безопасные маршруты и следят за перемещениями танкеров и сухогрузов, а с другой - группы судов проходят опасные зоны в сопровождении военных кораблей НАТО, Китая, России, Индии и других государств.
Танкер "Московский университет", принадлежащий компании "Новошип" ("Новороссийское морское пароходство"), шел под флагом Либерии из Судана в Китай. На борту находились 86 тысяч тонн нефти, принадлежащей китайской компании. Стоимость груза превышала 50 миллионов долларов. В состав экипажа входили 23 человека, все они граждане России. Командовал танкером россиянин Юрий Тульчинский. Как пишет "Коммерсант", "Московский университет" прошел район активности пиратов под прикрытием большого противолодочного корабля "Маршал Шапошников". После этого экипаж мог сообщить свои координаты в центр морской безопасности "Африканский рог", однако не сделал этого и остался без поддержки ЕС.
Пираты напали на танкер уже за пределами зоны, которая считается опасной, в 350 милях от побережья Сомали. Вооруженные мужчины на двух лодках приблизились к "Московскому университету" и открыли огонь из автоматов. Такие ситуации нередки, и у моряков уже есть выработанные варианты действий на этот случай: чаще всего суда начинают маневрировать, чтобы поднять волны и вынудить пиратов отойти от корабля под угрозой опрокидывания лодки. Экипаж грузовых судов не имеет права держать на борту вооружение, но преимуществом моряков перед пиратами, как правило, являются габариты судна. Однако в этом случае маневры усложнялись загруженностью танкера.
Захватчики разделились на две части: одна группа пиратов поднялась на борт танкера, а вторая осталась в лодке возле "Московского университета". У пиратов были при себе гранатометы, а также приспособления для подъема на борт - лестницы и "кошки". Но перехватить управление танкером сомалийцам не удалось. Заместитель главы новороссийского отделения Российского профсоюза моряков Андрей Еремеев рассказал агентству ИТАР ТАСС, что как только экипаж удостоверился в неизбежности захвата судна, моряки закрылись в машинном отделении и обесточили танкер при помощи специальной кнопки. Еремеев назвал эту кнопку "волшебной". Ни один из россиян в руки пиратов не попал. Обстреливать вход в машинное отделение пираты не решились, поскольку пожар на борту танкера, загруженного тысячами тонн нефти, не входил в их планы.
Таким образом, пираты лишились возможности привести танкер в движение и отогнать его на свою базу. У них оставалось два варианта дальнейших действий: либо покинуть борт "Московского университета", либо оставаться и ждать, пока у экипажа закончится запас продовольствия. Моряки захватили с собой в машинное отделение еду и воду, которых должно было хватить на несколько суток. Пираты выбрали второй вариант и прогадали: помощь подоспела раньше. Экипаж "Московского университета" успел передать зашифрованный сигнал о нападении на судно. Помимо этого, по некоторым данным, кому-то из россиян удалось связаться с родными.
БПК "Маршал Шапошников", проводивший танкер до границы опасной зоны, успел уйти довольно далеко: российский военный корабль сопровождал через залив другое судно. После получения сигнала с "Московского университета" "Шапошников" развернулся и направился в район происшествия. Пираты объявили, что если танкер подвергнется штурму, члены экипажа погибнут, однако это заявление было блефом - заложников у сомалийцев не было. Тем не менее, они старались сделать вид, будто контролируют ситуацию, и даже смогли ввести в заблуждение некоторых экспертов. Так, главред "Морского бюллетеня" Михаил Войтенко еще в среду заявил агентству "Интерфакс", что российские моряки попали в руки пиратов и являются "живым щитом" для сомалийцев.
После нескольких часов наблюдения за танкером военные моряки решили начать силовую операцию. Решение принималось при взаимодействии штаба ВМФ РФ и руководства компании "Новошип". Когда "Маршал Шапошников" приблизился к "Московскому университету", та группа пиратов, которая оставалась на лодке возле судна, поспешила скрыться. Сомалийцам, которые находились на борту судна, такой возможности не представилось. В результате непродолжительной операции десять пиратов оказались в плену у военных моряков, один из захватчиков был убит. Члены экипажа "Московского университета" были освобождены из укрытия. Руководство компании уже выразило им благодарность за поведение, которое может служить готовым алгоритмом действий для попавших в такую ситуацию моряков.
В результате операции танкер повреждений не получил. Задержанные пираты находятся на борту судна под охраной военных моряков. Их уже допрашивают: есть надежда, что их показания позволят отследить источник, из которого сомалийцы получают информацию о судах с дорогостоящими грузами. Главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко заявил в эфире радиостанции "Коммерсант FM", что пиратов, возможно, информируют о перемещениях танкеров и сухогрузов люди, которые занимаются контролем судоходства в западных компаниях.
По факту захвата судна было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 227 УК (пиратство, совершенное с применением насилия и оружия организованной группой). В ближайшее время десятерым сомалийцам будут предъявлены обвинения. Действующее законодательство позволяет судить пиратов в России, так что не исключено, что для проведения следственных действий захватчиков доставят в Москву.
"Байкал24"
по материалам СМИ