Иркутский Комсомолец

Заводская молодежь подарила фронту 12 танков, сделанных своими руками

На пересечении улиц Декабрьских Событий и 1-й Советской в Иркутске с 1967 года стоит танк. Эту боевую машину в городе знают все, а пассажиры общественного транспорта даже просят водителей остановиться «у танка», хотя остановки с таким названием никогда не было. Когда-то Т-34 принимал участие в боевых сражениях, а сейчас стоит на пьедестале как напоминание — не только о доблестном героизме солдат Красной армии, защищавших нашу Родину на фронтах, но и о мирном подвиге простых людей в иркутском тылу. Т-34, ставший мемориалом, олицетворяет собой те танки, которые в годы Великой Отечественной войны сделаны на средства иркутских комсомольцев. Именно поэтому на боку машины красуется надпись «Иркутский комсомолец».

Антон Иосифович Денисевич — ветеран Иркутского авиационного завода, где работал с 1933-го по 1983 год, был в числе первых заводских комсомольцев-активистов. При строительстве колонны руководил сборкой, испытанием и последующей сдачей танков. Для этого ему пришлось даже научиться управлять боевыми машинами. Он руководил не только сборкой, но и отправкой танковой колонны на фронт. Вручал подарок от молодежи и трудящихся области весной 1941 года представителям 206-го отдельного полка Северного направления Центрального фронта. После строительства колонны «Иркутский комсомолец» всю войну проработал помощником военпреда бронетанкового управления. — Тяжело вспоминать годы войны, — рассказывал он. — Были голод и холод. За станками работали дети, старики. Администрация завода старалась облегчить жизнь рабочих. Организовывали дополнительное питание, нуждающихся в поддержке здоровья отправляли в дом отдыха «Сосновый бор». Да что там говорить... Годы войны прошли в жизни каждого из нас черной полосой.

Танки — фронту!

Уже в самом начале Великой Отечественной войны все понимали, что завоевать победу будет непросто и для этого необходима помощь каждого жителя страны. Идея построить первые танки для фронта принадлежала комсомольцам Иркутского завода тяжелого машиностроения имени Куйбышева. В октябре 1941 года по их инициативе был проведен первый субботник, все средства от которого перечислили в фонд строительства танковой колонны. Примеру заводчан последовала молодежь всей области. Для сбора средств в иркутской конторе Госбанка был открыт счет под номером 160091, на который стали поступать взносы. К делу дружно подключились комсомольцы и молодежь, а за ними и все трудящиеся области. Они отчисляли на строительство танков заработанные на воскресниках деньги, вносили средства из личных сбережений, сдавали облигации госзаймов, продавали драгоценности и вещи. За недолгих 3—4 месяца было собрано 2 миллиона 842 тысячи 855 рублей.

На эту сумму уже в ноябре 1941 года начали строить первые боевые машины. Причем делали их тоже в Иркутске — на специально выделенном участке перед выходом из главного корпуса Иркутского авиазавода. Несмотря на то, что у коллектива была огромная нагрузка по выпуску военной продукции (боевых самолетов, бомбардировщиков и осколочных мин), администрация дала согласие на строительство танков.

— Как-то меня встретил старший военпред и показал телеграфное распоряжение Главного автобронетанкового управления о направлении меня в распоряжение Иркутского обкома ВКП(б), — вспоминал Антон Иосифович Денисевич, ветеран Иркутского авиационного завода. — «Зачем? — спрашиваю. — Я же беспартийный». В ответ услышал: «Ты комсомолец, а на авиазаводе будут строить танковую колонну, и имя ей уже дали — «Иркутский комсомолец».

Первые боевые машины

Были созданы передвижные ремонтные базы, которые стали своего рода заводами на колесах. На них можно было вести любые работы — токарные, сверлильные, шлифовальные, электросварочные. Однако сложность заключалась в том, что к началу работ для сборки не хватало деталей. Многое из того, что не могли сделать на заводе, приобретали на военных технических складах. Недостающие части привозили из Читы, Улан-Удэ, Омска. Из своих деталей делали бронекорпуса, танковые моторы М-5, коробки передач, радиаторы и кое-что из оборудования. Прилагался комплект чертежей в виде альбомов на танки БТ-5 и Т-26, которые и стали собирать в итоге.

В начале войны эти боевые машины считались лучшими. БТ-5 — это легкий колесно-гусеничный танк, на нем устанавливали мощное вооружение. Такие танки обладали высокой проходимостью, на них можно было преодолевать различные препятствия, включая минно-взрывные заграждения. Т-26 предназначался для непосредственной поддержки пехоты в стрелковых соединениях, отличался легкостью управления и не требовал большого ухода. И тот и другой танки были рассчитаны на экипаж из трех человек. Но при этом они значительно разнились по мощности двигателя и скорости передвижения. У Т-26 было 97 лошадиных сил и максимальная скорость 30 километров в час, а БТ-5, имевший 400 «лошадей», мог развивать до 72 километров в час.

Строить боевую технику доверили юношам, отслужившим в армии, в танковых войсках, а также специалистам, которые до этого уже работали на танковых заводах. Они были комсомольцами, всего 25 человек. Среди них инженеры Гаврилов, Першин, Борисов, Филимонов, на которых возложили вопросы организационного порядка.

На первом оргсобрании создали бригады из трех человек, старшими в которых стали Зимин, Крюков, Петров, Шахов, Бугреев. Каждой бригаде вменялось собрать 2—3 машины.

Распределили обязанности и среди руководящего состава. Так, Першин обеспечивал колонны деталями. За качество сборки танков и деталей отвечал Виктор Филимонов. Борисов подбирал и изготавливал чертежи, обеспечивал инструментами и материалами. Антон Денисевич руководил непосредственно сборкой танков, их испытанием и сдачей военным представителям. Принимали бронетехнику военный инженер 3-го ранга Михлин и старший техник, комсомолец, лейтенант Шут.

— У меня были обязанности инструктора, — вспоминал Антон Денисевич, — но мне также пришлось научиться водить танки.

Работа была напряженной: часто бывало, что сутками не выходили с завода и спали тут же, в танках. Сборка задерживалась из-за отсутствия многих деталей, массу сложных вопросов приходилось решать прямо на ходу. Однако к апрелю 1942 года было сделано уже 12 танков: 8 танков БТ-5 и четыре — Т-26. Оставалось провести ходовые испытания, установить вооружение и пристрелять его. Испытания проводились по имеющимся техническим условиям. Обкатка танков показала их пригодность, все узлы и агрегаты работали исправно. Через два дня на машинах установили вооружение, и надо было определить готовность танков к бою. Испытывали их за городом, по одной машине в день. Все было отлично, танки сделали на совесть.

Когда работы подошли к концу, готовые машины покрасили. На одном из БТ-5 написали: «Зоя Космодемьянская». Четыре танка Т-26 задерживались в сборке — не было моторов. Механизмы доставили со склада соседнего округа. После испытаний Т-26 приготовили для отправки на передовую.

Подарки для передовой

Готовые 8 танков было решено отправить совместно с другими подарками на фронт на заседании Иркутского обкома ВКП(б) в апреле. Возглавлял делегацию Водопьянов, работник райкома ВКП(б). Вручать танковую колонну от городского комсомола поручалось Виктору Филимонову и Антону Денисевичу.

Сборы были недолгими. Уже в конце апреля танки погрузили на платформы, а на следующий день двинулись в путь. В дороге иркутяне распределили обязанности. Два человека исполняли роль диспетчеров. Денисевич снабжал делегацию газетами, а женщинам поручили все кухонные дела.

— Вечерами, чтобы скоротать время, решили заслушивать автобиографию каждого делегата, — вспоминает об этом времени Денисевич. — Это дало нам возможность познакомиться друг с другом как следует. Люди мы были обыкновенные, биографии у всех короткие — никто нигде не воевал и не совершал никаких подвигов.

Продолжение следует.

Наталья Федотова. Фото из архива школы № 57 г. Иркутска. Использованы материалы сайта irk-kom.pobeda.vif2.ru





РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ