Солбон Лыгденов – режиссёр из Бурятии, который много работал над созданием фильмов российского и международного масштабов. В его фильмографии более пятидесяти крупных проектов. Пройдя все ступени кино, сегодня он работает преимущественно в Улан-Удэ, где и планирует снимать собственные фильмы. С Солбоном мы поговорили о его работе над разными фильмами, творческих задумках и о любви к кино.
О том, как попал в кино
«О кино я мечтал с детства, представлял всегда себе всё в картинках. Когда у нас в доме появился фотоаппарат, начал фотографировать. После школы учился на художника в училище, потом меня призвали в армию. Работать начинал на телевидении, а в конце 1990-х годов начали работать нашей «бригадой», с которой до сих пор вместе: несколько человек, увлеченных видео. Начинали с того, что снимали рекламные ролики, мультфильмы, самое разное видео. Мою работу заметили московские киношники и пригласили поработать в Москве. Но я никогда не покидал свою родину, я просто ездил работать».
О первом опыте
«Мой первый опыт в большом проекте – работа над фильмом «Питер ФМ». Там я был и рабочим, и реквизитором, и декоратором. А впоследствии мне уже доверили рисовать раскадровки. (раскадровка – последовательность рисунков, служащая вспомогательным средством при создании фильмов, мультфильмов, рекламных роликов. – Авт.). В работе над этим фильмом я попробовал всё, что только можно было. Это был отличный опыт, да и атмосфера работы была прекрасная: Петербург, лето… Этот фильм был дебютным для многих людей. Наверное, поэтому и сам фильм получился таким добрым и атмосферным.
Придя в большое кино, я откуда-то уже знал, что это такое и как нужно его создавать. Поэтому сразу оказался в «своей тарелке». А после «Питер ФМ» пошла одна «волна» за другой. Удалось испытать свои силы и в работе над сериалом «Талисман любви», где я был художником-постановщиком и понял, какая это адская работа. Сценария для всех серий не было, он писался каждый день. И как только появлялся новый сюжет, я начинал ездить по всей Москве и искать места для съёмок, нужные планы. И так каждый день. Но это тоже был прекрасный опыт оперативной работы.
Ну, а первым международным опытом для меня была работа над фильмом «Код апокалипсиса» с Анастасией Заворотнюк в главной роли, избавлявшейся в то время от клише «прекрасной няни». Фильм снимался, помимо России, во Франции, Италии, Норвегии, Малайзии и Украине. Я объездил все эти страны, был раскадровщиком, а также разрабатывал концепцию по трюкам в фильме. В этом проекте работали очень крутые каскадёры, но, несмотря на всю масштабность проекта, я столкнулся там с определенными сложностями. Организация съёмок была не самой лучшей, в итоге многие сцены доснимали в Москве, специально изготавливая декорации для них».
Об экшн и трюках
«Вообще, я, конечно, специализируюсь на экшн-сценах (Action — экшен или экшн; пер. с англ. — «действие»). Для многих фильмов делал раскадровки военных баталий, драк, трюковых сцен, был постановщиком трюков. Запомнилась мне работа над фильмом «По велению Чингисхана», съемки которого проходили в Якутии и Монголии. Там под моим управлением были 300 всадников, 50 каскадеров. Также в фильме «Мы из будущего» (1 часть) я создавал концепцию военного экшна. Рисуя сцены войны, я всегда старался показать эмоции людей: они одинаковы у всех, несмотря на то, на чьей стороне они сражаются и за что сражаются. Я считаю, что все, кто прошёл войну, герои.
В прошлом году работал еще над одной военной драмой – фильмом Джаника Фазиева «Август. Восьмого». Там очень много элементов фэнтези: по сюжету мать во время войны в Осетии теряет своего сына, а он, спрятавшись, воображает, что вокруг него компьютерные герои, роботы. Работал я и с Тимуром Бекмамбетовым в «Чёрной молнии», а также рисовал концепцию экшн-сцен для фильма «Особо опасен-2», съемки которого пока не начались из-за занятости Анджелины Джоли, уже снявшейся в первой части.
Вообще трюк – это не просто взял и упал. Наверное, больная голова должна быть, чтоб их придумывать. Ведь трюки – это не просто эффектные моменты, они должны быть естественными реакциями героя. У каждого движения своя драматургия. И очень отличаются друг от друга шикарный экшн, военная драма и боксерский бой. Если актёр плохо двигается во время таких сцен, то тут уже оператор находит выход из положения благодаря нужным ракурсам, движению камеры, а на монтаже выделяются нужные моменты. Так и получается, что в кадре кажется, будто актёр дерётся, как Брюс Ли, хотя он учился этому два дня».
О настоящем и планах
«Работая в Москве и за рубежом, получаешь деньги, знакомства с известными людьми и общение, но всё же остается неудовлетворенность. Я считаю себя, в первую очередь, режиссёром, и хочу работать над своими собственными проектами, создавать полную концепцию от и до: чтобы все планы в кадре был проработаны, каждое движение было не случайным, являясь полноценным действием со смыслом. Можно сказать, я прошёл путь в кино «от солдата до генерала», и теперь я планирую в самое ближайшее время начинать съёмки своего фильма.
Сегодня у нас своё большое студийное помещение, где работают много талантливых молодых рябят: операторы, режиссеры монтажа, музыканты. Мы работаем, экспериментируем. И независимо от кого-то пытаемся создать «альтернативное министерство культуры». И я всегда готов принять к себе в команду любого творческого человека, только он должен быть по-своему «безбашенным», готовым жертвовать, пройти через многое, прежде чем добиться чего-то: этого требует само кино. По своему опыту знаю, что начинать надо смело и пробовать всё. Верю, что все наши сегодняшние начинания перерастут в большое кинопроизводство. В моих планах также снимать мультфильмы, клипы, делать рисунки для местных книжных изданий».
О творчестве в кино
«Безусловно, я люблю театр, и сам хотел когда-нибудь там поставить спектакль. Но, знаете, есть такой старый анекдот про киношников: «Один киношник говорит другому: «Пойдём в театр?». А тот отвечает: «Два часа общего плана?! Я не выдержу!». Вот и я считаю, что в кино гораздо больше возможностей для драматургии, для выражения образов, деталей. И хоть я и специализируюсь на экшнах, но хочется снимать драмы, показывать живые эмоции, полноту чувств.
Однако творчество в кино – это только подготовка к нему, когда создается идея, рисуются кадры, продумывается всё до мелочей. Нельзя позволять себе «творить» уже на съёмках, потому что, если придёт режиссер и скажет, что у него в голове только что созрела новая идея, значит нужно переделать абсолютно всё! А кино – это всегда огромный расход денег, человеческих сил. И потому оно требует порядка, чёткого плана действий и выдержки. Могу сказать, что в кинопроизводстве сложно абсолютно всё, но я его очень люблю за чудо, которое можно творить, придумывать, оживлять… Кино – это безграничная альтернатива реальности».
Подготовила Анастасия Рожкова, "Новая Бурятия"
На фото: На съёмках фильма «Код апокалипсиса». Слева направо: французский актер Венсан Перез, Солбон Лыгденов, режиссер фильма Вадим Шмелёв. Свалка на заднем плане специально изготовлена под трюк.