Первая встреча русских и бурят многократно описана историками, писателями и даже художниками. Сегодня мы сделаем акцент на одной детали той встречи, которая описывается многими вскользь. Хотя именно эта деталь сыграла большую роль в истории Бурятии. Речь пойдет о серебре
В 1628 году отряд сотника Петра Бекетова впервые встречается в устье реки Оки с «братскими людьми». Советская пропаганда любила играть с этим словом, проводя параллель со словом «брат». На самом деле словом «пырат» до сих пор называют бурят хакасы и многие другие племена Западной Сибири. Именно от них и слышали и переиначили на свой лад казаки. Впрочем, первая встреча Бекетова с бурятами действительно прошла по-братски мирно. Нерушимый закон гостеприимства кочевников соблюдался неукоснительно. А Петр Бекетов, уже наслышанный о богатстве «братских земель» от эвенков, был потрясен от встречи с бурятами так, что по возвращении в Енисейск распространил убеждение, что «серебро в бурятской земле родится». Срочно организовывается новая экспедиция, но уже с узкой целью — выяснить места, откуда «братские» серебро добывают. К отряду казаков специально прикрепляют плавильщика и серебряных дел мастера из Московской оружейной палаты. А чтобы понять причины, побудившие воевод рьяно искать серебряные месторождения, вернемся в Московию.
«Бессребреница» на немецкой игле
В Европе серебро было основным монетным металлом до XVII века. Завоевание Восточной Сибири совпало со временем Смуты в Московии, когда практически шла гражданская война. Борьба бояр за трон и польская интервенция, затяжная война одновременно со Швецией и Польшей опустошили и без того небогатую казну. Поэтому ко времени подхода казаков к западным бурятским землям серебра не хватало катастрофически.
«Добывание серебра предполагает рудокопные работы и вообще сравнительно высокое развитие техники. Поэтому первоначально стоимость серебра, несмотря на его меньшую абсолютную редкость, была относительно выше, чем стоимость золота», — писал классик Карл Маркс.
В отстававшей от Европы Московии в обращении были деньги одного вида — серебряные копейки. Рубль был «виртуален» как условная счетная единица, куда входило сто копеек. Экономический парадокс: Московия тогда сидела на немецкой серебряной игле, поставляя сырье ( пушнину) в обмен на серебряные талеры, из которых и делались копейки. Немецкий историк Себастьян Мюнстер писал, что в «Московии употребляется монета из чистого серебра, называемая dzingis. Не случайно еще Иван Грозный при завоевании Сибири настрого запретил своим первым «соляным» олигархам Строгановым заниматься добычей серебра. Это была прерогатива только царской казны.
— При этом серебряные копейки в Московии того времени быстро истирались. Ведь чем меньше основная монета, тем меньше ее срок жизни, — комментирует экономист, доцент Илья Никифоров.
Становится понятно, почему любовь бурят к украшениям из серебра стала для них роковой. В природе серебро встречается главным образом не в металлическом виде, а в виде породы, при выветривании и окислении которой образуется чистый металл. Для получения серебра из его руды достаточно простого обжига на костре. Буряты серебро добывали во многих местах, о чем свидетельствуют названия рек и гор. Например, реки с названием Мунгут есть как в Хоринском районе, так и в Оке, Тунке, Закамне. В Закамне даже есть свой Серебряный холм — Мyнгэн добо. Буряты любили серебро не только за его красоту. С древних времен многие народы заметили, что серебро обладает ярко выраженным бактерицидным действием. Особенно хорошо оно обеззараживает воду. До сих пор сохранился обычай подносить серебряные монеты духам-хозяевам родниковых источников, на обоо, на горных перевалах у бариса. Даже в быту буряты использовали серебряные сосуды, чаши, кубки.
«Сначала слышно, затем видно»
Чтобы понять, почему так был поражен Бекетов, достаточно посетить выставку «Серебряные небеса», которая открылась в Музее истории Бурятии. Это самая крупная за последние годы выставка бурятских национальных украшений, их выставлено больше трехсот. Украшения представлены поколлекционно по принципу «от макушки вниз»: коллекция дэнзэ (навершия головных уборов); головные, накосные, височные украшения, серьги; коллекция буддийских амулетниц — гуу; поясные украшения — подвески hанжуурга, перстни, браслеты; коллекция ножей и огнив хэтэ. Самый большой интерес вызывают полные костюмные комплекты бурятских родов, потому что украшения составляют единое целое с национальным костюмом. В рамках одной статьи трудно описать все богатство и назначение украшений. Вы можете подробно расспросить об этом музейных работников. Мы же попробуем посмотреть на серебряные украшения удивленными глазами Петра Бекетова и его отряда.
С древности идет бурятская поговорка: женщину сначала слышно, затем видно. Действительно, богаче всего выглядят украшения замужних женщин. Украшенные шариками и колокольчиками, серебряные изделия звенят на женщинах от макушки до пояса. Средний вес полного женского комплекта бурятки составлял 4 — 5 кг. Чтобы понять, зачем носить на себе столько серебра, надо знать, что оно играло роль не только украшений, но и оберегов.
— Весь перед, грудь женщины в костюме, был полностью завешан, прикрыт украшениями. Эта традиция основывается на представлении, по которому нужно было прикрывать, защищать особо уязвимые участки тела: шею, грудь, пространство около головы. Эти уязвимые места на теле представлялись вместилищем сульдэ, концентрированной порождающей стихии, которые соотносятся с понятиями «жизнь», «мать-земля», — рассказывает Ольга Шагланова.
У мужчин выделяются ножи и кресала, тоже оправленные серебром. До сравнительно недавнего времени серьга была принадлежностью и мужчин. Если у молодого бурята в одном ухе была серьга, это означало, что он единственный сын. Серебром украшена даже конная сбруя. Взгляд Петра Бекетова, прежде всего, падает на головные уборы. По ним буряты, а позже и казаки отличали родоплеменную принадлежность. Глядя на одежду и украшения, можно определить даже возраст и социальное положение человека. Взгляд приковывают женские повязки даруулга или татуурга. Их надевали на голову с нарядной шапкой, обычно в теплое время года, на свадьбу, на гулянье. Повязка девушек отличалась височными подвесками, у замужних их нет.
Девичья скромность
Самыми скромными выглядят девичьи украшения: сережки в форме кольца, колечки на указательном и безымянном пальцах, серебряный перстень, иногда со вставкой из коралла, браслеты. Собираясь на наадан («игрища»), девушка украшала с помощью старших родственниц косу серебряными монетами. Эти накосные украшения характеризовали возраст женщины и определялись прической. Только когда девушку выдавали замуж, родители делали все, чтобы у нее был полный набор всех полагающихся драгоценных украшений. Ювелиры старины делали набор невесты индивидуально, чтобы «оберечь от злых духов» будущую мать и хранительницу очага. Часто такие наборы накапливались и передавались из поколения в поколение. Известен факт, когда во время Второй мировой войны наши женщины сдавали свои украшения. На вырученные деньги была построена большая танковая колонна. По сравнению с девичьими украшениями женские делятся на несколько групп. Есть повседневные, которые не снимают даже при выполнении домашней работы, — кольца, амулеты, браслеты. Есть нарядные украшения, что сейчас называется «на выход».
— И только пожилая женщина, уже не способная к рождению детей, утратившая статус, присущий продолжательнице рода, снимала украшения, служившие символами, привлекающими плодовитость хозяйке. У пожилых женщин из украшений оставались только простые колечки и сережки, как у молоденькой девушки. Она опять надевала дэгэл без складок (hомон), — добавляет Ольга.
Можно понять, каким уважением пользовались мастера по серебру. Их почитали наряду с шаманами и кузнецами. Для бурятских ювелиров не было главных и второстепенных деталей и украшений. В некоторых женских украшениях даже невидимые зрителю детали покрывались тончайшими узорами. «Бог видит все и отовсюду», — говорили старые мастера. По их убеждению, облегчить себе работу значило погрешить не против заказчика, а против своего мастерства и его святых покровителей.
«Все свое ношу с собой»
Это мог сказать в старину любой бурят. Особенно практичными были боковые женские подвески, состоявшие из круглой пластины. Они закреплялись на уровне пояса. К пластине подвешивались щипцы для выдергивания волос, уховертка, зубочистка. Эти три предмета висели на одном боку, а на другом — маленький замочек, связка ключей, коралловые бусинки.
— Богатые женщины могут позволить себе дополнительно миниатюрные нож и огниво, оформленные серебром с чеканным узором со вставками камней и позолотой. К серебру буряты добавляли кораллы (маржаан), янтарь (хуба), малахит (номин) и бирюзу (оюн), — показывает Ольга головные уборы «даррулга».
В украшениях западных буряток, наряду с этими камнями, использовали перламутр (эржин, эрзин) в виде круглых пластинок или пуговиц. И, видимо, не случайно. Интересный факт: 20 мая 1632 года из Братского острожка некий В. Поленов привез в Енисейск «ожерелье брацкое ценою в три рубля». Сохранились и «Енисейские расспросные речи казачьего десятника Ильи Кинешемца о его жемчужном промысле по реке Ангаре и другим рекам в 1668 году. Позже жена Петра I напишет в своей расходной книге: «Куплен на 10 рублев серебром ангарский жемчуг для платья...». Спустя почти 100 лет немецкий ученый И.Г. Гмелин напишет: «…воды Ангары выбрасывают раковины, в которых находят жемчуг, а старые люди утверждали, что прежде ниже селения была настоящая жемчужная ловля».
Старожилы Братска утверждают, что жемчуг еще можно было найти в Ангаре до 1961 года, пока на «теле» Прибайкалья не появилась рана — Братское водохранилище. Но это уже тема для будущих статей. А пока мы остановимся на том, что в 1629 году из Енисейска отправился отряд Якова Хрипунова искать место, «где братские серебро добывают».
Енисейск против Красноярска
Но вместо разведки серебряных месторождений Хрипунов занялся грабежами не ожидавших нападений мирных бурятских улусов. Положение осложнилось еще и тем, что сами казачьи остроги не ладили между собой и даже соперничали в охоте за ясаком. Удача Петра Бекетова из Енисейского острога подстегнула его красноярских коллег. Они решили самостоятельно проникнуть на «брацкие земли» и тоже взять свой ясак с ангарских бурят. Чем обернулось противостояние разных острогов друг другу, об этом в следующих статьях.
Андрей Ян