С 6 по 8 июля в республике пройдет второй Байкальский образовательный форум (БОФ). К нам прибудут первые лица российского образования, чтобы обсудить самые насущные проблемы школы, довузовского профобразования и вузов.
Это значит, что прошлогодний успех столь серьезного мероприятия показал актуальность заявленной нами инициативы и значимость самой формы подобной работы. Всероссийский форум педагогического сообщества вошел в официальный перечень общественно-значимых мероприятий Бурятии, по сути став ключевым событием в реализации наших туристских планов. По большому счету БОФ остается пока самым крупным успехом республики на этом поприще. Мы встретились с министром образования и науки РБ Алдаром Дамдиновым, чтобы выяснить, каким будет предстоящий БОФ, какие задачи ставит и результаты планирует.
— Алдар Валерьевич, чем будет интересен Байкальский образовательный форум-2010 представителям власти, педагогам и широкой общественности?
— Инициатива президента-председателя правительства Республики Бурятия В.В.Наговицына по проведению БОФ в 2009 году вызвала большой интерес у работников образования, представителей органов государственной власти, местного самоуправления, бизнес-сообщества, различных общественных организаций всей страны, а также зарубежных соседей республики. В этом году наш форум проходит под девизом “Качественное образование — надежные инвестиции в будущее”. И акцент в его работе будет сделан на механизмах реализации национальной инициативы “Наша новая школа”. Если участниками первого форума стали представители около 30 регионов-участников проекта КПМО, то на второй форум заявку сделали представители почти всех регионов России. Интерес вызван и тем, что в рамках форума впервые в Бурятии состоится всероссийское совещание руководителей органов управлений образованием субъектов РФ под председательством заместителя министра образования и науки РФ Исаака Иосифовича Калины.
БОФ с самого начала обрел статус переговорной площадки, где в формате обсуждений легче понять, по каким дорогам движется наше образование, чего достигло, насколько готово выполнять социальный заказ общества. В прошлом году основной темой встреч на Байкале было новое понимание качества образования, в этот раз мы уже более подробно будем говорить об оценке качества образования, об инструментарии и измерителях результативности деятельности учителей и учащихся, тем более, что к нам на форум приедет руководитель Рособрнадзора Любовь Николаевна Глебова.
При всем разнообразии нынешнего толкования понятия качества очевидно, что те перемены, которые были начаты нацпроектом “Образование”, продолжены комплексным проектом модернизации образования (КПМО) и поддержаны президентской инициативой “Наша новая школа”, изменили наше понимание о качестве образования. Появились федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. На территории всей страны введен в штатном режиме единый государственный экзамен и новая система вступительных испытаний в средние и высшие учебные заведения. На глазах меняется сама структура системы образования, практически исчез институт начального профессионального образования, появились ресурсные центры, образовательные комплексы.
Год назад, на первом форуме, мы публично заявили, что ставим перед собой задачу преодолеть узковедомственный подход к постановке и решению проблем образования. Видя именно в этой точке ключевой момент модернизации, мы в республике внедрили проект комплексной оценки эффективности региональной системы образования (КОЭРСО). Привлекая к работе по оцениванию системы образования смежные ведомства, мы руководствовались тем, что экспансия в другие сферы деятельности позволяет не просто отслеживать реалии и подстраиваться под существующие рынки, а определять, конструировать новую экономику, ведь именно в этом миссия современного образования.
— Участие в предстоящем форуме чиновников федерального уровня, представителей Генпрокуратуры и других серьезных инстанций можно объяснить более высоким уровнем мероприятия?
— Дело в том, что ключевым вопросом, обсуждаемым как на форуме, так и на совещании, будет реализация федерального закона №83 по совершенствованию правового положения государственных (муниципальных) учреждений. Считаем необходимым в рамках форума обсудить тему взаимодействия образовательных учреждений с контролирующими органами, в связи с чем на форум приглашены представители Ген-прокуратуры, Счетной палаты РФ, министерства финансов РФ и др.
К 2012 году в рамках реализации федерального закона №83 существенно трансформируется само жизнеустройство наших образовательных учреждений. Это неизбежно вызовет изменения во множестве ныне действующих федеральных и местных законов. Причем эти изменения касаются не только образовательных, а практически всех государственных учреждений. Суть изменений — в делении всех учреждений на три вида. Первые — казенные, существующие в закрытых заведениях (к примеру, школы в системе УФСИН) и не имеющие возможности оказывать дополнительные услуги. Бюджетные, или новые бюджетные учреждения, как их еще называют, предоставляющие широкий спектр бюджетных услуг, но ограниченные в финансовой самостоятельности. Наконец, широко внедряются сегодня автономные учреждения, которые также предоставляют широкий спектр бюджетных услуг, но более свободны в своем развитии: имеют, к примеру, право открыть счет в коммерческом банке, привлекать дополнительные источники финансирования на свое развитие.
И в том, и в другом случае во всех этих учреждениях должен действовать государственный и муниципальный заказ. Государственный заказ легко увидеть на примере существующей системы подготовки кадров. В этом году, учитывая переизбыток в стране юристов и экономистов, государство ограничило выделение бюджетных мест под эти специальности. Однако если с государственным заказом появилась хоть какая-то ясность, то муниципальный заказ для школ пока никак себя не обозначил, и эта проблема также может стать для участников форума ключевой.
— В связи с чем в программе форума впервые обозначились экспедиции в муниципальные образования?
— Действительно, в трехдневной программе БОФ большая роль отводится районным экспедициям, которые пройдут с выездом в Иволгинский, Заиграевский, Прибайкальский, Кабанский районы и г. Улан-Удэ. Задача экспедиций – показать эффекты реализации КПМО в отдельно взятых муниципальных образованиях, а также провести силами министров всех регионов России внешнюю экспертизу результатов.
Кроме того, в рамках экспедиций будет реализован проект “Межмуниципальные экспертные конференции” (МЭК), инициированный Институтом проблем образовательной политики “Эврика”. Это связано с тем, что современный этап развития образования требует привлечения к разработке модернизационных процессов и их анализу представителей экспертного сообщества, которые зачастую предъявляют несколько альтернативных или даже противоположных друг другу экспертных позиций. Необходим механизм, позволяющий проявлять, обобщать и анализировать большой массив существующих экспертных позиций по различным вопросам модернизации системы образования, что позволит получать материал, на основании которого возможно вырабатывать взвешенные, наиболее эффективные, приемлемые и реализуемые на местах решения.
МЭК представляет собой проведение конференции в интернет-формате в режиме оn-line, позволяющий принять участие в обсуждении актуальных вопросов образовательной политики одновременно до 30000 экспертов из разных муниципальных образований РФ, а также предполагает автоматизированную систему интегрирования экспертных позиций, их анализа и обобщения.
С помощью специального электронного инструментария на общедоступном портале ИПОП “Эврика” будет проводиться конференция, участниками которой станут представители региональных и муниципальных органов управления образованием, руководители образовательных учреждений, управляющих советов, педагогического и местного сообщества, смежных с образовательным ведомств. Все участники конференции занимают экспертную позицию, которая проявляется, развивается, предъявляется в различных мероприятиях конференции: лекции, работа в группах, пленум.
Все принимают участие в конференции дистанционно с любого компьютера, имеющего выход в сеть Интернет.
Позиция каждого участвующего в конференции эксперта по каждому вопросу фиксируется, поступает в систему, где происходит кластеризация всего полученного массива экспертных позиций и их математическая обработка. В результате выдается картинка по проявленным экспертным позициям и их “весу”, предъявляется разброс позиций от доминирующей до мало проявленной. На итоговом пленуме конференции выдается аналитический отчет.
Участники также смогут поработать в 6 секциях, по итогам которых будут представлены предложения в проект резолюции форума.
Приглашаю к участию в форуме всех коллег, родителей, экспертов, заинтересованных в улучшении качества нашего образования, и желаю всем участникам форума плодотворной работы!
— Спасибо за содержательную беседу!
Татьяна Никитина.