Нынешний тариф за проезд дестабилизирует обстановку в Иркутске, считает ряд экспертов
Ветхие маршрутки и автобусы, частые ДТП, рост числа нелегальных перевозчиков, хамство и непрофессионализм водителей — общественный авто-транспорт в городе Иркутске переживает нелучшие времена. Рентабельность падает, количество машин снижается, бизнес уходит в тень... Все чаще на смену добросовестным перевозчикам приходят нелегалы. Заложниками столь печальной ситуации становятся, увы, рядовые горожане. Так кто же виноват и что делать? Соображениями на сей счет делятся эксперты.
Ситуация аховая
Итак, сами водители и автоперевозчики причину всех бед видят в низких тарифах. Рентабельность падает, число машин сокращается. Отсюда, собственно, и все проблемы. Напомним, что в последний раз тарифы на проезд в городском коммерческом транспорте прошли индексацию в 2008 году, когда с 10 рублей стоимость поднялась до 12. С тех пор, несмотря на инфляцию, цена за проезд остается прежней.
— Тариф давно уже пора повышать, это очевидно. ГСМ растут в цене, солярка дорожает, а мы как ездили за 12 рублей, так и продолжаем ездить, — считает Игорь Аркадьевич, водитель 87-й маршрутки. — Да о чем здесь говорить, если три года назад бензин стоил 18 рублей, а сейчас 32, колесо обходилось в 3 тысячи рублей, а сейчас в 6. Ну куда это годится?
К слову, две недели назад, когда водители нескольких маршрутов предприняли робкую попытку забастовки, сам Игорь Аркадьевич исправно работал. — Забастовка — это, конечно, не выход, надо искать иные решения. Ну а в целом возмущение коллег мне понятно. Ситуация-то действительно аховая.
Кто за рулем?
Между тем в связи с низкой рентабельностью пассажироперевозок претерпевают изменения и водительские кадры. Шоферы достойной квалификации уходят — низкая заработная плата их не устраивает. В результате все чаще за руль общественного транспорта садятся гости из стран ближнего зарубежья. Представителей Госавтоинспекции такая ситуация тревожит.
— Со стороны руководителей транспортных предприятий вопрос профессиональной подготовки водителей требует более ответственного отношения, — уверен Сергей Швин, начальник отделения технического надзора ОГИБДД УМВД России по городу Иркутску. — С одной стороны, перевозчиков можно понять — в отличие от российских водителей, приезжие, как правило, не употребляют спиртного, относятся к своей работе ответственно. Однако транспортную обстановку на территории города они знают плохо, а с правилами дорожного движения Российской Федерации знакомы зачастую, что называется, шапочно.
Разделяет тревогу представителей ГИБДД и Дмитрий Дорожкин, заместитель начальника межрегионального управления Государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия и Иркутской области. В ходе минувшей научно-практической конференции о проблемах развития транспорта в регионе эксперт, в частности, отметил:
— Рост числа нелегальных перевозчиков, недостаточный уровень профессионализма водителей, нарушение режима работы и отдыха, выпуск на линию неисправной техники — вот наиболее актуальные проблемы. Сегодня каждая десятая маршрутка выходит на линию без соответствующих документов. К слову, нарушения режима работы и отдыха не скрывают и сами водители. — Давно уже прошли те времена, когда можно было и не перерабатывать. Ну а сейчас что поделаешь — жизнь заставляет. Если не крутить баранку с утра и до самого вечера, тогда, извините, без копейки останешься, — сетует Игорь Аркадьевич.
Ушел в дальнобойщики
Между тем покидают сферу общественного транспорта и сами бизнесмены. Дескать, слишком хлопотно, слишком накладно. Иркутянин Андрей Федотов как раз-таки один из тех, кто устал воевать за рентабельность бизнеса. Еще несколько лет назад, будучи предпринимателем и профессиональным водителем, Андрей работал на одном из маршрутов, держал несколько автобусов.
— Уже тогда, в 2010 году, тариф в 12 рублей не оправдывал расходов. Ну а чем дальше, тем хуже. В итоге продал технику и ушел в дальнобойщики. — Да, проблем действительно много, — подтверждает Сергей Ошурков, председатель Ассоциации транспортных предприятий г. Иркутска. — Это и острая нехватка профессиональных водителей, и ветхий автопарк, и снижение числа коммерческого автотранспорта. Сейчас идет работа над тем, чтобы произвести расчеты, собрать пакет документов и доказать региональной службе по тарифам необходимость повышения стоимости проезда.
В чем же сложность?
Напомним, что несколько лет назад полномочия по регулированию тарифа на проезд в коммерческом автотранспорте перешли от города в ведение области. Доказать необходимость увеличения цены стало сложнее. Между тем свет в конце тоннеля, кажется, виднеется — 10 инициативных частных перевозчиков уже обратились за компетентной экспертной помощью.
— Работа началась с того, что мы провели обычное анкетирование перевозчиков. И здесь сразу стало понятно, что никто в Иркутске не контролирует ни пассажиропоток, ни расписание, ни скорость движения. То есть у нас нет информационного поля, нет базовой основы, — отметила в ходе минувшей конференции Любовь Цукерман, генеральный директор ЗАО «Центр финансовой экспертизы». — В итоге мы оттолкнулись от методики расчета себестоимости и рентабельности пассажироперевозок 81-го года и рассчитали себестоимость одного пассажиро-километра.
Сейчас работа продолжается, и говорить о конкретных цифрах пока еще рано. Однако тот факт, что существующий тариф не соответствует реальным расходам, экспертам очевиден. Как отметил один из участников конференции, 12-рублевая стоимость проезда дестабилизирует обстановку в городе.
Одно слово — нервотрепка
А готовы ли сами иркутяне к увеличению стоимости проезда в городском общественном транспорте? С этим вопросом мы обратились к рядовым обывателям.
— Да, лично я готова, лишь бы маршрутки хорошо ходили, — делится своим мнением Ольга. — Я живу в районе 23-й школы и каждое утро уезжаю на работу с боем. Мало двадцаток, мало 49-х. Дождаться маршрутку и влезть в нее очень и очень непросто.
Солидарна с позицией Ольги и иркутянка Наталья Константинова: — 15, 17 или 20 рублей — это, в общем-то, не проблема. Главное, чтобы и качество обслуживания хотя бы немного улучшилось. Ездить в старых, разбитых маршрутках, причем на сумасшедшей скорости, я и бесплатно, знаете ли, не готова.
К слову, сетуя на проблемы в сфере общественного транспорта, упоминают иркутяне и еще одну беду: хаос и бардак на остановочных пунктах. Столпотворение разнокалиберных маршруток и автобусов, беспорядочная высадка-посадка пассажиров, суетливая растерянная беготня по остановке. И все это под аккомпанемент громких автомобильных клаксонов и выхлопных труб. «Курорт Ангара», «Центральный рынок», «Микрорайон Байкальский» — некоторые городские остановочные пункты сродни рискованным аттракционам. — Тут же трамваи, тут же маршрутки... Чуть зазеваешься — и под колеса, — сетует Ольга, ожидая транспорт на Центральном рынке. — И ведь кто где хочет, тот там и останавливается. Одно слово — нервотрепка.
Недовольна положением и пенсионерка баба Катя из микрорайона Ново-Ленино. Ожидая муниципальный 30-й на углу улиц Чехова и Дзержинского, бабушка охотно делится мнением:
— Я езжу только на тех ново-ленинских автобусах, где действительны льготные проездные. Сами понимаете, пенсия-то небольшая. Ну а в целом безобразие, конечно, что тут скажешь. Суета, неразбериха. Да еще и таксисты транспорту мешают. Бомбилы, смотрите, в остановочном кармане стоят, а автобусы на пешеходном переходе останавливаются, — справедливо замечает бабушка, кивая на ряд разнокалиберных автомобилей.
Карман, предназначенный для общественного транспорта, служит почему-то стоянкой для таксистов.
Отстаем на 7 лет?
Между тем навести порядок на остановочных пунктах Иркутска власти обещают в ближайшее время. В планах городской администрации — установка электронных табло, обустройство заездных карманов и полос для разгона. — Параллельно будет идти работа по установке информационных табличек и сегментированию остановочных пунктов, — отметила в ходе минувшей конференции Юлия Гордина, заместитель начальника департамента дорожного строительства, благоустройства и транспорта комитета ЖКХ администрации Иркутска. — В 2013 году на эти цели из городского бюджета запланировано направить 15 миллионов рублей.
В целом же, оценивая текущую ситуацию, представители администрации признают: пока городу похвастаться нечем.
— В части развития пассажирского транспорта Иркутск отстает примерно на 7 лет. Отстает в отношении применения ГЛОНАСС, в отношении соблюдения расписания и качества обслуживания...
Сейчас, по словам Юлии Гординой, администрация ведет планомерную работу по наведению порядка в сфере автотранспорта. В числе основных задач на ближайшую перспективу — разработка и утверждение новых маршрутов, которые будут курсировать через новый мост.
Дина Оккерт, «СМ Номер один»