2012 год – предпоследний год действия 6-летней федеральной целевой программы (ФЦП) «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года» (ДВЗ). Именно в рамках этой ФЦП финансируется строительство многострадальной дороги Улан-Удэ – Турунтаево – Курумкан – Новый Уоян общей протяженностью 725 км. Министерство по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Бурятии сообщило депутатам Народного Хурала о том, что в настоящий момент построено всего 90,7 км.
У нас в Бурятии есть традиция: каждый год перед началом строительного сезона на дороге Улан-Удэ – Турунтаево – Курумкан – Новый Уоян кто-то из руководителей Минтранса Бурятии докладывает депутатам Народного Хурала республики о том, сколько километров «многооткатной» дороги построено в прошедшем году и что предстоит сделать до следующей зимы. На 26-й сессии НХ РБ эту непростую роль правительство поручило исполнить недавно назначенному первому заместителю министра Евгению Горюнову. Правая рука министра Сергея Козлова пытался вселить оптимизм в депутатов и бодро сыпал цифрами. Однако ясности после его доклада у депутатов не прибавилось.
Год впустую?
Но обо всем по порядку. Итак, по последнему варианту ФЦП «Экономическое и социальное развитие ДВЗ» в 2011 году на строящийся с 2006 года отрезок дороги в 25 км (с 64 км по 89 км) и на строительство моста через реку Баргузин должно было быть выделено 1,2 млрд рублей. Реально же Минтранс РБ как заказчик работ получил в течение прошлого года менее половины этой суммы, или 576 млн рублей.
В результате ни мост, ни эти несчастные 25 км (с 64 по 89 км трассы), которые «реконструируются» уже больше пяти лет и превратились буквально в «черную дыру» для федеральных денег, так и не были построены. Один из самых дорогостоящих объектов на этой дороге – мост через Баргузин – по программе ДВЗ должны были построить в 2009–2011 годах, то есть в прошлом году он уже должен был быть сдан в эксплуатацию.
Что же касается участка «64 – 89 км», то его должны были сдать в 2007 году и во все последующие годы. Причем, в марте 2011 года перед началом прошлого строительного сезона из 25-ти км дороги было построено 10. И, конечно, все ожидали, что к осени работы здесь наконец-то закончатся. Благо, деньги выделялись в полном объеме. Тем не менее через год ситуация на этом участке практически не изменилась. К строительству моста в отчетном году даже не приступали. За те два года, когда работы на мосту велись (в 2009–2010 гг.), на этом объекте строители «освоили» более 200 млн рублей, героически забив на месте строительства две береговые и одну русловую опоры!
Единственным достижением строителей в 2011 году, о котором сообщил замминистра Евгений Горюнов, стал ввод в эксплуатацию двух пусковых комплексов общей протяженностью в 14 км – на участках дороги с 96 по 109 км (8 км) и с 161 по 182 км (6 км). Отметим, что на этих участках сама дорога уже давно построена, а работы здесь касались только укрепления полотна, устройства водовода, ремонта мостов и обустройства дороги. Общая стоимость работ на этих 14 км всего 60 млн рублей.
Таким образом, общая протяженность уже построенной дороги не изменилась. Как и прошлом, и в позапрошлом годах, она составляет все те же 90 с лишним км. Сегодня это один сплошной отрезок 89 – 182 км. Напомним, что расстояние от Улан-Удэ до поселка Баргузин составляет 316 км, до Курумкана – 411 км, до Нового Уояна на БАМе – 725 км. То есть, если даже взять расстояние до Баргузина, то построено менее трети протяженности полотна дороги и не начиналось строительство моста через реку Баргузин. Финансирование строительства по ФЦП ДВЗ прекращается в 2013 году, и пока неизвестно, из каких источников будут поступать деньги на продолжение строительства.
Сколько стоит 1 км дороги на БАМ
По словам Евгения Горюнова, на эти 90,7 км построенной дороги с начала ее строительства в 2003 году (первоначально финансирование шло по ФЦП «Модернизация транспортной системы России») из бюджета России и Бурятии было выделено 4,3 млрд рублей.
– Дорога Улан-Удэ – Турунтаево – Курумкан – Новый Уоян относится к основным региональным дорогам Республики Бурятия, – отметил замминистра. – Ее строительство ведется для создания сквозного коридора к Байкало-Амурской магистрали, для освоения минерально-сырьевых ресурсов зоны БАМа, а также для обеспечения транспортной доступности туристов к объектам особой экономической зоны «Байкальская гавань». На сегодняшний день работы ведутся на 58,7 км дороги. Это участок дороги с 64 по 89 км протяженностью 25 км, здесь работает ОАО «Агродорспецстрой» из Иркутска. И участок с 182 по 215 км, где работает ЗАО «Труд», тоже из Иркутска. В 2012 году в рамках реализации ФЦП « Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья» предусмотрено производство работ по реконструкции дороги на 751,9 млн рублей, из них из федерального бюджета выделяется 648,8 млн рублей, из бюджета республики – 103,1 млн рублей.
Сегодня чрезвычайно сложно подсчитать, в какую же сумму обходится строительство 1 км этой дороги к БАМу. По словам Горюнова, на готовые 90,7 км приходится объем финансирования в 2,4 млрд рублей. Таким образом, средняя стоимость 1 км на этом участке составляет 26,5 млн рублей. Что по сравнению со стоимостью 1 км на дороге Москва – Санкт-Петербург ($140 млн/км) или, скажем, на Курортном проспекте в олимпийском Сочи ($210 млн/км) – просто копейки.
Но с другой стороны, например, на злосчастном участке 64 – 89 км, где сменилось несколько генподрядчиков и где деньги уходили вообще неизвестно куда, а строителей-субподрядчиков несколько раз «кидали» практически одни и те же личности, выигрывавшие раз за разом проводимые правительством Бурятии конкурсы, «строительство» обошлось явно дороже. По открытым данным, это 1,7 млрд рублей (4,3 млрд рублей – 2,4 млрд рублей – 0,2 млрд рублей) на 25 км. Получается приличная сумма – 68 млн рублей, или $2,3 млн. Напомним, что, по данным независимых аналитиков (а не «экспертов» Минтранса России), среднеевропейский 1 км обычной ровной дороги стоит в 2 раза меньше – $1млн, а шикарная четырехполосная автострада в Китае стоит почти столько же – $2,9 млн!
Защита от жуликов и воров
В этом году на тех нескольких «готовых» отрезках на участке «64–89» между Ангыром и Гурулево можно было попасть колесом в ямы, в которые проваливался недавно уложенный (явно не в три слоя, как заложено в проекте) асфальт!
– Столько жульничества, присвоений, хищений было на этой многострадальной дороге! – обратился к представителю Минтранса депутат Сергей Будажапов. – Мы же помним, как строители бастовали, оставались без зарплаты, работали в долг, когда подрядчики куда-то скрылись. Можно ли установить реальный контроль за расходованием тех огромных средств, которые были выделены из федерального и республиканского бюджетов?! Я примерно посчитал: получается, что почти 27 млн на 1 километр освоено. Где деньги? Ведь мы только сделали дорогу, а ее уже опять надо ремонтировать! В вашем министерстве это кто-нибудь конкретно контролирует?
По словам Евгения Горюнова, его ведомство пытается навести порядок на дороге. Оно привлекло, по его словам «достойных» подрядчиков.
– Дело в том, что сейчас, согласно последним правовым изменениям, мы изменили в контрактах с подрядчиками порядок их авансирования, – сообщил он депутатам. – И если раньше были случаи, когда подрядчики получали аванс и убегали с объекта, а потом мы догоняли эти деньги, то сейчас заходят на объект только те подрядчики, у которых есть свои оборотные средства. То есть в контрактах сразу прописано, что они работают на свои оборотные средства, а потом получают полностью оплату. Я считаю, что это действенный метод контроля и отсеивания недобросовестных подрядчиков.
На Байкал!
В Минтрансе Бурятии сообщают, что в этом году начнется также реконструкция участка дороги между Улан-Удэ и поселком Турунтаево – от 39 до 64 км (протяженностью 24,5 км). На этот участок в 2012 году предусмотрено 235 млн рублей. Также на начинающемся сразу за городом перевале через хребет Улан-Бургасы в этом же году произведут ремонт дороги с наложением на нее слоя асфальта на участке 13 – 39 км. На это предусмотрена прямая дотация из Москвы. В идеале к концу года можно будет иметь 200 км сплошной хорошей дороги – с 13-го до 215 километра, то есть почти до самого Баргузинского залива. Впрочем, учитывая горький опыт строительства «многооткатной» дороги, это почти неосуществимо.
По словам Евгения Горюнова, в 2013 году последний транш финансирования по федеральной целевой программе «ДВЗ» должен составить 1,4 млрд рублей, и на этом действие программы завершится. А правительству Бурятии необходимо будет прилагать лоббистские усилия для того, чтобы найти деньги для продолжения строительства дороги.
Сергей Басаев, "Новая Бурятия"