Первый частный музей местной живописи, галерея экспозиционной площадью около тысячи квадратных метров появится в Иркутске. Она охватит большой временной диапазон — более века. Мы узнали об этом на открывшейся на днях выставке полотен иркутских живописцев 50—60-х годов, имеющей «кровную связь» с указанным проектом.
Эти произведения, которые входят в «золотой фонд» «Иркутской галереи Виктора Бронштейна», представлены в фойе Иркутской областной филармонии. Возможность посетить выставку у любителей живописи есть до 21 декабря — а ее открытие состоялось в середине октября. Данное событие — часть большого пути сохранения и развития местного искусства. Директор филармонии Дмитрий Поблинков отметил, что миссия подведомственного ему учреждения — сохранение культурного наследия Иркутска как такового. А наследие это живет в разных видах творчества.
Кстати сказать, организаторы выставки при определении тематики картин вдохновлялись творчеством мастера слова — поэта Юрия Левитанского (спектакль-концерт по книге Станислава Гольдфарба «Иркутское время Юрия Левитанского» состоялся в филармонии днем позже, авторы использовали для выражения своих чувств и мыслей слово, хореографию, вокал и инструментальное искусство). Юрий Давидович, факты биографии которого знают далеко не все, является при этом по-настоящему народным поэтом. Строки его стихов большинство людей, в том числе далекие от искусства, с детства помнят наизусть — услышанные в фильмах, эти слова не надо заучивать. Достаточно вспомнить «В городском саду играет духовой оркестр» или «Что же из этого следует? Следует жить. Шить сарафаны и легкие платья из ситца. Вы полагаете, все это будет носиться? Я полагаю, что все это следует шить…».
С Иркутском связаны годы становления Левитанского как поэта — волей судьбы после войны он попал в наши места со своим подразделением, демобилизовался, влился в ряды местных молодых литераторов и прожил в Иркутске больше десяти лет — здесь вышли первые его книги.
Представленные на выставке несколько десятков полотен воспроизводят то время. Достаточно увидеть и самые модные тогда дома-палатки («У горного озера», Евгений Ушаков), почувствовав романтику дальних далей («В горах Витима», Василий Бочанцев) и лирику природы («Первые проталины», Евтихий Конев; «Последний лед», Евгений Ушаков; «Натюрморт», Анвар Закиров; «Дорога в Монголию», Виталий Рогаль), вспомнить культ неограниченных человеческих возможностей и науки («Молодой математик», Анатолий Костовский), культ непрозаических профессий вообще («Три капитана», Владимир Тетенькин)… Да просто очутиться в том окружении, в котором витали эти флюиды («Старый Иркутск» и «Иркутск. Весна. Улица Российская», Анатолий Костовский; «Большая Баушевская улица», Владимир Кузьмин) и встретиться глазами с взглядами из тех лет («Портрет отца», Василий Бочанцев; «Художники», «Портрет бабушки» и «Автопортрет», Евтихий Конев). Некоторые из авторов (Бочанцев, Костовский, Кузьмин) родились в Иркутске или его окрестностях. Некоторые, подобно Юрию Левитанскому, приехали сюда (например, Рогаль, Ушаков), но их произведения, обогатившие иркутскую школу живописи, рождались на местной почве.
Как подчеркивает Виктор Бронштейн, эта школа обособлена не только по географическому признаку — она имеет свои, уникальные особенности художественного восприятия. А чтобы приобщиться к этому миру могли больше любителей, сейчас ведется большая работа. Открытие иркутской «третьяковки» в тех масштабах, что нужны для адекватного охвата, событие уже недалекого будущего. Если сейчас «Иркутская галерея Виктора Бронштейна» занимает около 200 квадратных метров, то уже в течение года (а если все сложится удачно, то и полугода) эти владения искусства в здании на ул. Октябрьской Революции, 3, увеличатся впятеро. Как говорит меценат, открытие столь обширной экспозиционной площади позволит говорить, что в Иркутске создано первое в Сибири частное собрание местной живописи в ее развитии за 100 лет, доступное для всех желающих.
Если сопоставлять масштабы, то второй такой музей шедевров местного изобразительного искусства есть только в Санкт-Петербурге. Часть экспозиции составят полотна, «возвратившиеся из Москвы»: Виктор Бронштейн приобрел частную коллекцию бывшего главы Усть-Ордынского Бурятского округа Валерия Малеева и, конечно, намерен показать эти картины как можно большему числу земляков. Ведь многие возвращенные шедевры почти никто еще не видел (впервые они будут представлены в отдельной экспозиции в ноябре).
Об этих планах Виктор Бронштейн рассказал на открытии выставки, о которой идет речь в этом материале, — среди собравшихся гостей были и любители искусства, и «живые классики», к которым критики и просто почитатели относят художников Анатолия Костовского, Владимира Кузьмина, Сергея Казанцева, Дмитрия Лысякова, Наталью Сысоеву, Сергея Писарева.
Наталья Антипина, «Байкальские вести».
Фото Александра Новикова, «Байкальские вести».
На фото: У картины Евтихия Конева «Бамовские девчонки (начало пути)»;