Епископ Евстафий: «Проблема России – кризис духовности»

На Русскую Православную Церковь обрушилась волна критики. Священнослужителей упрекают в стяжательстве, фарисействе и сращивании с властью. Противники Церкви используют для этого и суд над участницами группы Pussy Riot, устроившими «панк-молебен» в Храме Христа Спасителя. О том, что думают об обвинениях в свой адрес сами священнослужители, и о проблемах забайкальской епархии «Забмедиа.Ру» рассказал епископ Читинский и Краснокаменский Евстафий.

О стяжательстве и «Pussy Riot»

- Владыка, какова роль Церкви в современном российском обществе?

- Миссия Церкви – нести Слово Божие. Через Церковь Господь обращается к человеку: «Даждь ми, сыне, твоё сердце». Бог даровал людям разум, чувства и свободную волю, которые никогда не попирает. «Придите ко мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас» - призывает Церковь словами Господа, однако каждый вправе выбирать тот путь, который считает единственно верным.

- Зачем тогда вводить в школьную программу «Основы духовной культуры»? Не разобщит ли этот предмет учащихся по конфессиональному признаку?

- Кто формирует сознание молодёжи, формирует будущее. Для воспитания человека достойным членом общества его необходимо обучать основам культуры вообще, и культуры духовной в первую очередь. Если люди объединены в систему, если они представляют народ, их труднее превратить в толпу. Ведь даже трава не растет без корней.

Радует, что в Забайкалье многие родители выбирают для своих детей курс «Основы православной культуры». Они понимают, что православие определило путь развития страны и стало фундаментом русской культуры. Кроме того, православие – самая миролюбивая религия, несущая в своей сути только добро.

- Русскую Православную Церковь нередко обвиняют в слиянии с властью, а её священнослужителей – в стяжательстве.

- Мне кажется, сегодня отношения Церкви и государства можно охарактеризовать как партнёрские. Есть сферы – образование, социальное служение, решение демографических проблем, где наши совместные усилия пойдут на благо и государства, и Церкви. Вспомните российский герб, унаследованный от Византии. Когда-то две головы орла символизировали единство духовной и светской власти, Церкви и государства. Восстановление его как государственного герба современной России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории.

Что касается обвинений в стяжательстве, то у человека должно быть всё необходимое, но материальное не может довлеть над духовным. Когда человек прилепляется к вещам, начинает считать главным материальные блага, возникает стяжательство. «Зачем мне Бог, если у меня есть всё?» – думает такой человек. И ошибается. Особенно подобные устремления опасны для священнослужителей. Ведь в Евангелии сказано: «Не можете служить Богу и мамоне».

- Как вы относитесь к «панк-молебну» группы Pussy Riot в Храме Христа Спасителя и суду над этими девушками?

- Позиция Церкви относительно кощунственного акта в Храме Христа Спасителя и вынесенного судебного решения озвучена в заявлении Высшего Церковного Совета, и я её полностью разделяю. Храм Христа Спасителя – центр православия. И то, что там произошло – недопустимое богохульство.

Государство, уважающее своих граждан, не допустит оскорбления их религиозных чувств, кощунства над святынями. Определять виновным меру наказания – прерогатива светского суда. Хочу подчеркнуть: не Церковь судила этих девиц, а власть.

О «музее декабристов» и памятнике Невскому

- Даже после вступления в силу закона о возвращении религиозным организациям отнятых в советские годы объектов вам не удалось вернуть Михайло-Архангельскую церковь, где расположен музей декабристов. Почему?

- Вопрос о передаче Михайло-Архангельского храма – старейшего из сохранившихся православных храмов Читы – поднимался еще в 1990-е годы. За прошедшие десятилетия по этому поводу было много споров.

Михайло-Архангельская церковь изначально была построена и освящена именно как храм. Более века читинцы, и декабристы в том числе, входили в эти стены с молитвой и благоговением. Здесь венчались, крестили своих детей, отпевали умерших. И, конечно, прихожанам не могло прийти в голову, что когда-нибудь Дом Божий будет использован как обычный объект недвижимости, занятый ныне под музей декабристов.

По моему мнению, при наличии доброй воли возможно сотрудничество Церкви и музея. Читинцы и гости города смогли бы бывать в действующей церкви, где некогда молились декабристы, и, на мой взгляд, это было бы гораздо интересней.

Мы не собирались искажать облик храма как архитектурного памятника, нам лишь хотелось наполнить святое место духовным содержанием. А сейчас главная проблема нашей Отчизны – кризис духовности. Материальные и производственные проблемы – следствие духовной опустошенности народа. Именно нравственный кризис порождает политический, экономический и все прочие.

- Когда предполагается открытие памятника Александру Невскому на привокзальной площади Читы?

- Всё, что требовалось от епархии, выполнено: постамент готов, работа над самим памятником находится в заключительной стадии. Однако обстоятельства порой вносят свои коррективы. Сроки начала и завершения строительства памятника определятся после того, как будут выполнены работы по благоустройству прилегающей к памятнику территории.

- Почему было решено увековечить память именно этого святого?

- Для граждан нашего государства Александр Невский, судя по результатам проекта «Имя России», исторически значимая личность. Он много сделал для нашего Отечества и заложил основы самого бытия России.

Нашими земляками-забайкальцами святой благоверный князь Александр Невский почитался особо: он дважды бывал в наших краях. В 1912 году в его честь на центральной площади Читы был воздвигнут кафедральный собор, а современный храм Казанской иконы Божьей Матери сооружен на месте, где до революции находилась войсковая часовня во имя святого благоверного князя.

Основная идея памятника – прославить Александра Невского в нашем пограничном крае как патриота и защитника российских рубежей.

О церквях – Успенской, Преображенской и святого Луки

- Владыка, как идёт подготовка к началу реставрации Успенской церкви в селе Калинино – древнейшей на востоке страны?

- Распоряжением губернатора был создан Попечительский совет по восстановлению этой церкви. В него входят 20 человек во главе с Равилем Гениатулиным. Сейчас продолжается сбор средств на восстановление храма, проводятся различные мероприятия. Пока нам удалось собрать около семи миллионов рублей.

- Будет ли этот храм «жить» после восстановления? Появятся ли там прихожане?

- «Свято место пусто не бывает» - гласит народная мудрость. Если в Успенской церкви начнутся богослужения, найдутся и люди. Надеюсь, что со временем храм станет центром монашеской общины. А я по опыту знаю: монастырь – место, где приносится духовная жертва Богу, – без внимания людей не остаётся.

- В одном из своих выступлений вы говорили о реконструкции Свято-Преображенского храма возле центральной площади Читы.

- Расширения храма и возведения большой колокольни, как это планировалось нами изначально, не будет: не позволяют средства. Однако капитальный ремонт церкви уже начался. С 2004 года при храме действует православная прогимназия, которую посещают около сорока учащихся. Надеемся, что с этого года школа будет получать финансовую поддержку от государства: до сих пор она живет только за счёт прихода и Епархии.

Мы хотели открыть при церкви православную гимназию, в которой можно было бы получать полное среднее образование, но состояние здания пока не даёт возможности реализовать такие замыслы.

- Владыка, когда предполагается освятить храм святителя Луки при Читинской медакадемии?

- Работа над храмом святителя Луки (Войно-Ясенецкого) ведётся на пожертвования. Всё необходимое для его открытия– иконостас, церковная утварь, убранство – у нас есть. Надеюсь, что строительство этого храма будет завершено через два-три месяца.

Илья Баринов



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ