Выставка "Соединенные штаты Сибири" проходит в Томске

Томск вновь оправдал неофициальный статус столицы сибирского сепаратизма. На этот раз, в сугубо культурном смысле этого понятия. В городе открылась выставка "Соединенные штаты Сибири", на которой представлены произведения современных художников на тему сибирской самобытности и уникальности.

По мнению кандидата философских наук, доцента кафедры теории и истории культуры ТГУ Дмитрия Галкина, выставка повышает мировую узнаваемость "сибирского" гораздо лучше, чем всякие инновационные и экономические форумы с размытыми смыслами.

"Соединенные штаты Сибири" выросли из другого выставочного проекта - "Русское бедное" (куратор - Марат Гельман). Особенности стиля "Русского бедного" заключается в том, что для создания искусства используются очень дешевые материалы: выразительные средства могут быть примитивны - хоть шнурки, хоть использованные чайные пакетики. Главное, чтобы художнику было, что сказать. Таким образом, в современном "русском бедном" целью является некое авторское высказывание, а не попытка сделать "красиво" или "гламурно". В этом смысле сибирские художники совпадают с другими российскими авторами гельмановского проекта.

Но есть и различия. В "Русском бедном" довольно много серьезных, даже драматических работ. В "Соединенных штатах Сибири" главной движущей силой является смех. Эту выставку, по мнению критиков, можно сравнить с набором анекдотов.

Например, кокошник Василия Слонова, которым открывается экспозиция. Кокошник сделан из грубого металла, украшен цепями, ставящими вопрос о свободе "сибирских каторжан", до сих пор работающих на метрополию. Однако, высокопарные идеи смягчаются несерьезностью "орнамента", в котором встречаются мухоморы и елки, а сверху, по выражению Дмитрия Галкина, сибирский (или русский) медведь "натягивает" Микки-Мауса, что должно символизировать отношения сибиряков с американской масс-культурой.

Вообще, сибирские художники делают с американскими поп-символами все, что захотят: то убивают их с помощью советских мультипликационных персонажей (Николай Копейкин), то помещают в суровый сибирский контекст, превращая попсовых героев в "настоящих людей" (Дамир Муратов и Константин Еременко). Параллельно Сергей Беспамятных идеализирует и канонизирует в стиле поп-арта наиболее известных врагов США: Каддафи, Уго Чавеса, Ясира Арафата, Милошевича, Че Гевару и прочих: мол, учитесь у них, лидеры русской (или сибирской) нации!

Еще одна тема выставки - символы олимпиады в Сочи, которые Василий Слонов использует для показа реального нынешнего "национального" самосознания. По версии Дмитрия Галкина, серия псевдоплакатов "Welcome to Sochi-2014" - это деконструкция "типичного" русского и психоанализ коллективного состояния российского общества.

Однако, центральное место на выставке занимает фотография стелы с картой Сибирского федерального округа, расположенной возле здания Главного управления МВД России по СФО в Новосибирске. Мы уже писали об этом событии, которое вызвало живой отклик и у горожан, и у творческой интеллигенции, и у пользователей Интернета в Сибири. Напомним, граждане довольно быстро оценили, что контуры карты весьма напоминают мужской половой орган внушительных размеров. Как писала одна девушка в блоге новосибирских художников, "и даже острова как то в тему..."

В связи с этим, критики подчеркивают, что только сибиряки могут вынести свою карту-фаллос на митинги и возить ее по городам в виде огромной фотографии, выставляя в музеях и центрах современного искусства. В этом их сила. Они не стесняются. Как говориться, "кто, если не сибиряки?"

Соединенные штаты Сибири" вскоре поедут в Лондон и Нью-Йорк. Организаторы уверены, что это может принести художникам не меньше денег и славы, чем какому-нибудь пестуемому чиновниками "инновационному предпринимателю". Сила выставки может сработать и в обратном направлении: встреча с красноярскими или новосибирскими художниками в "естественной среде" способна привлечь иностранцев в большей степени, чем официально разрабатываемые "турпродукты". В любом случае, настоящее искусство, запоминается навсегда.

"Байкал24"

по материалам и фото



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ