Звук разносится над утренним городом. Потемневшее от времени дерево, узкие ступеньки… Центр Иркутска как на ладони. Колоколов не видно, они находятся за моей спиной.
Поэтому кажется, будто тонкие ниточки сразу соединяют Артура ПСАРЁВА с небом вот так напрямую, безо всяких посредников. В колокольне уникального сибирского храма, который вотвот должны занести в фонд всемирного наследия ЮНЕСКО, работает удивительный звонарь.
Это по его записям колокольных звонов студенты Гарварда, американской военной академии знакомятся с русской культурой. О нём снимали каналы ВВС,NHK, венгерское телевидение, его не раз признавали лучшим на всероссийских фестивалях… Мастер-самоучка, «русское чудо» - простой, естественный и обаятельно-хулиганистый, недавно он выпустил уже второй свой фильм «Время Дождей». Фильм-концерт уже показали на четырёх кинофестивалях, в том числе «Золотом Витязе».
Говорящие исполины
В марте будет двадцать лет с того момента, как колокола Крестовоздвиженской церкви, благодаря Артуру, обрели голос после долгого молчания. Актёр по образованию, наш герой рассказывает, что стал звонарём случайно, «на волне общего увлечения». Тогда, в начале девяностых, вместе с друзьями - музейными работниками он впервые попробовал звонить в колокола. Теперь мечтает установить огромный колокол в том месте, где вытекает из Байкала Ангара - почти в центре нашей страны. Он говорит, что такие колокола - будь они на Байкале, в Москве, Сочи, на Камчатке и во Владивостоке - в крайних точках страны - образовали бы огромный крест размахом во всю страну - символ Андрея Первозванного, знак могущества и нерушимости.
- Я думаю, колокол - это символ России. Он - не только голос Бога на земле, но и символ русской державности, хоть и подзабытый, - рассказывает звонарь. - Мне нравится странная любовь наших русских людей к этому инструменту. В Европе колокола большого веса - редкость, потому что их было принято не закреплять, а раскачивать и многотонный колокол мог сломать колокольню. Поэтому колокола-гиганты в Кёльнском соборе долгое время молчали и назывались «великими немыми». А русские отливали огромные колокола - больше ста тонн - и звонили в них.
«Рабочие инструменты» иркутского мастера - колокола небольшие, но звонкие, в хорошую погоду их звук долетает с улицы Тимирязева, где стоит храм, до сквера Кирова. Наш герой знает историю каждого из них: один, например, был отлит в девятнадцатом веке в Германии, другой - в Воронеже, третий - в старой Москве. Самый звонкий колокольчик родом из Ярославля, производства фирмы «Оловянишников и сыновья». Именно им начинается и заканчивается утренний звон в старинном иркутском храме.
- Это не совсем традиционно для русского звона, но я предпочитаю делать именно так - в напоминание о том, что мир очень хрупкий, нежный, тонкий, - говорит Артур. Он рассказывает, что, несмотря на церковный устав, каждый звонарь может привнести свой рисунок. Что церковный звон - отражение народной культуры, и до сих пор можно видеть где-то на фестивалях людей, пляшущих под колокольные звоны, когда-то на колокольнях пели песни и водили хороводы.
В современной России, по словам нашего собеседника, по-настоящему играют 25-30 звонарей. У иркутского мастера нет учеников:
- Каждый должен прийти к этому сам, да и не так уж это сложно, - говорит Артур. Часто на его колокольне бывают делегации иностранных туристов: сибиряка по его фильму «Здесь начинается набо» знают в Берлине, Вене, Будапеште...
«Дембель-культурист»
В шутку наш герой называет себя «культуристом», то есть служителем культа, и говорит, что через пять лет сможет считать себя «дембелем РПЦ» - ведь раньше в солдаты уходили на 25 лет. Он похож на рок-музыканта, как уже не раз отмечали журналисты. Он умеет смеяться глазами. В нём чувствуется бунтарская струнка - например, когда он говорит о боге:
- Я думаю, у нас с ним достаточно простые отношения. А какие еще могут быть отношения у простого парня с тем, кто наверху? Вера - это ведь не умение истово молиться и бить поклоны. Вера позволяет человеку идти по этой земле с поднятой головой. Для меня её истинный пример - ребята, которых Гоголь описывал в «Тарасе Бульбе». Они пропивали всё, вплоть до крестов, но когда было нужно, едва ли не голышом с шашкой в руках бросались в бой за свою страну и веру. Для меня это более значимо, чем искусство биться челом об пол.
Мастер шутит, что сегодня «не у каждого есть двухэтажный офис в престижном районе города с «прямой связью с начальством» и панорамным обозрением». И только после добавляет, что сегодняшняя зарплата звонаря, пусть и одного из лучших в стране… шесть тысяч рублей в месяц.
- Зато несколько лет назад мне сразу подняли зарплату на триста процентов, а этим может похвастать не каждй американский топ-менеджер, - улыбается Артур.
Чтобы несколько лет назад приобрести на Урале передвижную звонницу, наш герой несколько месяцев расплачивался с кредитом. Сегодня инструмент весом почти в полтонны хранится на территории Музея истории Иркутска, и иногда его можно услышать на городских праздниках.
Сейчас Артур Псарёв с известным барабанщиком Евгением Маслобоевым и несколькими московскими музыкантами мечтает записать новый диск - совместить колокольный звон с игрой ударной установки и виолончели. И уже почти подготовил вместе с Евгением Маслобоевым семь мелодий, чтобы часы-башня, установленные год назад в центре Иркустка, «заговорили» голосами наших колоколов.
...Он живёт свободно. Как птицы, что кружат над его колокольней.
Досье
Артур Псарёв родился 11 ноября 1965 года в городе Краматорске Донецкой области. В 1982 году окончил среднюю школу в Ленске. После службы в армии поступил в Иркутское театральное училище. Работал в «Театре пилигримов» и ансамбле «Сибирская народная песня». С февраля 2012 года Артур входит в Ассоциацию колокольного искусства России. В свет вышло два его DVD-диска «Здесь начинается небо» (2004 г.) и «Время дождей» (2012 г.).