Миллиарды на “Экономик сити”

Забайкальск может стать городом будущего в настоящем

Заседание комиссии по улучшению инвестиционного климата, взаимодействию с инвесторами и развитию государственно-частного партнерства провел на минувшей неделе зампредседателя краевого правительства Александр Холмогоров. Кроме самих инвесторов в нем участвовали специалисты Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона, Внешэкономбанка, Высшей школы экономики.

Им были представлены самые значимые и “дорогие” инвестиционные проекты, поучаствовать в финансировании которых может государство: создание туристического парка Забайкальск-Маньчжурия, реконструкция сетей водоснабжения, очистных и канализационных сетей в Чите, создание мясомолочного комплекса на территории сельского поселения “Мирсановское”, строительство третьей очереди “Академии здоровья” и другие.

“Наша цель, — пояснил вице-премьер, — подхватить те проекты, которые не пользуются популярностью у инвесторов, однако реализация которых позволит улучшить жизнь населения края. Например, проект по реконструкции системы теплоснабжения Читы. Надеемся, с помощью Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона нам удастся направить в них дополнительные финансовые ресурсы”.

Среди этих проектов и строительство интегрированного экономического города “Экономик Сити”. По словам Александра Баранова, представителя фирмы-инвестора — ООО “Олимпик-интегратор”, таким городом должен и имеет все шансы стать приграничный Забайкальск.

“28 ноября в Москве губернатор края совместно с руководством российского Банка развития и внешнеэкономической деятельности, инвестором и Фондом развития Дальнего Востока и Байкальского региона подписали меморандум о взаимодействии для реализации проекта строительства интегрированного экономического города. Готовится соответствующий проект, ведутся работы по кадастрированию земельных участков”, — рассказал он.

К созданию “города будущего в настоящем” подошли, действительно, с олимпийским размахом. Забайкальск, заявил Баранов, станет одним из самых крупных городов азиатской части России, специализирующимся на логистических и транспортных услугах. На площади около 300 миллионов квадратных метров разместятся таможенный комплекс, склады временного хранения, промышленная, жилая, а также туристско-рекреационная зоны. Одним словом, если проект будет реализован, Забайкальск изменится до неузнаваемости.

Как сказал, открывая заседание, Александр Холмогоров, “сегодня Забайкальск является крупнейшим “сухопутным портом” на российско-китайской границе. Через международные автомобильный и железнодорожный пункты пропуска проходит более 60 процентов сухопутного товарооборота между Россией и Китаем”.

Говоря о российско-китайском сотрудничестве, он сообщил гостям забайкальской столицы, что сегодня на территории края реализуются 14 совместных проектов — в промышленности, горно-рудной и лесной отраслях, сельском хозяйстве, строительстве. Резиденты из Китая есть в промышленном парке “Могойтуйский”. Осенью 2010 года правительство Забайкальского края заключило соглашение с торгово-промышленной корпорацией “Хуасинь” (КНР), которая намерена инвестировать в инфраструктуру парка 400 миллионов долларов США. Компании КНР хотят разместить на территории промышленной зоны производства изделий из нержавеющей стали, энергосберегающих ламп, электротоваров, а также линии по выпуску обуви, одежды, упаковки.

Во время своего выступления вице-премьер краевого правительства перечислил ключевые направления развития экономики региона, подробно остановившись на его ресурсно-сырьевом потенциале. В Забайкалье открыты десятки месторождений золота, меди, цинка, свинца, а также месторождения угля, цеолитов, магнезитов. Добывается практически весь российский уран, вольфрам, две трети тантала, треть плавикового шпата и молибдена. Общая площадь земель лесного фонда края составляет около 34,2 миллиона гектаров с общим запасом древесины 2680 миллионов кубометров. Потенциально возможный ежегодный объем заготовки древесины составляет 15,3 миллиона кубометров.

Александр Холмогоров также коснулся темы развития транспортной инфраструктуры, отметив, что для реализации намечаемых инвестиционных проектов необходима реконструкция существующих дорог и строительство новых. Приоритетными, по его мнению, являются: строительство железнодорожной ветки Александровский Завод-Газимурский Завод-Лугокан, реконструкция железной дороги Чара-Чина с ответвлением на Удокан, строительство железнодорожной линии Могзон-Озерное с выходом на Новый Уоян в Республике Бурятия, строительство железной дороги Покровка-площадка Амазарского ЦБЗ, реконструкция участка железной дороги Карымская-Забайкальск. Кроме того, необходимо построить и реконструировать ряд автомобильных дорог. Планируется реконструкция аэродромного комплекса аэропорта в Чаре и аэропорта в Чите.

— В конечном итоге, все наши усилия направлены на повышение качества жизни забайкальцев. Успешное решение этой задачи будет зависеть, в первую очередь, от взаимопонимания и усилий органов государственной власти, инвесторов, развития инструментов поддержки и создания институтов развития. Считаю, что инициативы Внешэкономбанка, создание его представительств в федеральных округах, образование Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона, Фонда прямых инвестиций должны не только создать твердое подспорье для реализации проектов, но и повлиять на развитие механизмов государственно-частного партнерства, — отметил Холмогоров.

Геннадий Алексеев, генеральный директор ОАО “Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона”, объяснил присутствующим, как будет строиться сотрудничество Фонда, правительства края и инвесторов. Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона образован 3 ноября 2011 года. Решение же о его создании и участии Внешэкономбанка в финансировании отобранных экспертами организации инвестиционных проектов было принято в июле.

— За четыре месяца работы мы провели экспресс-анализ всех инвестиционных инициатив 12 регионов Дальнего Востока и Прибайкалья (это именно инициативы, с точки зрения финансистов проектами они не являются), отбор их исполнителей, в чем нам помогала Высшая школа экономики. В результате были отобраны лучшие предложения. Стоит отметить, что Забайкальский край в этом списке далеко не худший с точки зрения развития инфраструктуры, отсутствие которой наряду с высокими транспортными расходами, высокой стоимостью электроэнергии и нехваткой трудовых ресурсов сегодня является, пожалуй, одним из главных факторов, сдерживающих развитие инвестиционной деятельности, — рассказал Геннадий Алексеев.

— Наша цель, — добавил он, — сформировать для каждого региона свой инвестиционный портфель — перечень приоритетных инвестиционных проектов, ориентированных на комплексное развитие территорий. И локомотивом в каждом плане КРТ должен стать проект по развитию производственных мощностей. Мы должны определить, какие инвестиционные проекты регионов, которые впоследствии станут катализаторами развития территорий, требуют федерального финансирования. Они будут реализовываться на основе государственно-частного партнерства, с участием в первую очередь субъекта, частного инвестора и Внешэкономбанка.

“Банк, кстати, предъявляет к ним свои требования. Например, срок окупаемости должен быть больше пяти лет, а общая стоимость — свыше двух миллиардов рублей. Однако если вести речь именно о проекте комплексного развития территории, то это уже не такие большие деньги”, — заметил Алексеев.

По окончании заседания комиссии правительство Забайкальского края и ОАО “Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона” подписали соглашение о сотрудничестве. По словам губернатора Равиля Гениатулина, сотрудничество с Фондом станет импульсом в развитии частно-государственного партнерства в Забайкальском крае. “Кроме того, мы с уже проработанными проектами сможем спокойно войти в какие-то большие федеральные программы. С помощью специалистов Фонда идет масштабная работа по систематизации грандиозных проектов в разных отраслях на ближайшие 20-25 лет. Для нас сегодня важно развивать в крае другие направления — с горно-рудной промышленностью уже все более-менее ясно, есть инвесторы, все крупные месторождения лицензированы. А вот мы, приграничный регион, совершенно не развиваем туризм — ни внешний, ни внутренний. Никак не просчитана логистика, при том, что Забайкалье — транзитная территория. Настало время проектов второго порядка. Есть еще третий уровень, муниципальный — это мясоперерабатывающие комплексы небольшие, молочные фермы и другие, тоже очень важные для экономики региона проекты”, — сказал глава региона.

Марина СОСНИНА.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ