Девочки - налево, мальчики - направо

В слюдянской средней школе уже третий год проходит эксперимент по раздельному обучению. Учителя школы № 50 Слюдянки совместно с Иркутским институтом повышения квалификации работников образования разработали программу гендерного, то есть разнополого обучения детей. Девочки и мальчики в этой школе учатся раздельно, но все внешкольные мероприятия проводят вместе. Педагоги утверждают, что уроки для мальчиков и девочек должны проходить по различным схемам, так как дети по-разному воспринимают полученную информацию и пики работоспособности у них кардинально отличаются. Журналист «Пятницы» встретился с директором и учителями слюдянской школы № 50 и попытался разобраться, нужно ли в нашей стране разнополое обучение.

Все мы знаем, что девочки в своем развитии опережают мальчиков. Когда приходит пора идти в школу, эта разница становится особенно заметной. Учитель в начальных классах ставит в пример того, кто более успешен, то есть девочек. А у мальчиков начинает вырабатываться комплекс «неуспешности». Получается, что девчонки «забивают» мальчишек изначально. В этом, как считают ученые, причина появляющейся позже привычки мужчин прятаться за женскими спинами.

— В начальной школе мальчики еще как-то успевают бежать за девочками, — говорит Наталья Крысенок, директор слюдянской школы № 50, — стараются быть и старостами, и цветоводами. Хотят быть лучшими — хорошо писать, получать пятерки. Четыре года мальчики бегут за девочками и постепенно начинают уставать.

В 5-м классе большинство из них уже уступают девочкам. «Что я за ней ношусь, все равно она лучше меня пишет, отвечает у доски», — думают мальчики. И в конце концов начинают сдавать свои позиции. В слюдянской школе мальчики говорят, что они свободно выходят к доске, так как девчонки над ними не смеются.

— В моей практике был случай, — вспоминает Наталья Крысенок. — Хороший ученик, умница до 11-го класса не мог отвечать у доски. Когда я спросила у него, почему, он рассказал, что в 5-м классе появилась девочка, в которую он влюбился, и он начал ее стесняться, боялся показаться смешным, признаться в своих чувствах. От этого возникли комплексы. В обычной смешанной школе уже к 7-му классу мальчишек невозможно вытащить на сцену на внешкольном мероприятии. В 8—10-м классах они безответственно относятся к своим обязанностям, управление стараются отдать девочкам.

— У нас в школе все иначе, — рассказывает директор. — Возьмем, к примеру, 7-й класс: у меня там внук учится, у завуча по воспитательной работе — сын. Мальчикам в раздельном классе не на кого надеяться — все зависит только от них. Все они участвуют в смотрах художественной самодеятельности, в различных конкурсах, генеральных уборках. С первого класса учатся справляться со своими проблемами самостоятельно, без помощи девочек: сами себя обслуживают, везде выступают и, самое главное, умеют жить в коллективе.

Самая большая проблема для юноши, по словам педагога, неумение комфортно чувствовать себя в коллективе. У него возникают трудности везде: в средних специальных учреждениях, в вузах, в армии, в конце концов. Отсюда и дедовщина, и агрессивность в мужских коллективах. Сейчас в старших классах девочки стали грубее и наглее, и им в этом возрасте, как считают педагоги слюдянской школы, лучше учиться отдельно от юношей, тогда они становятся более мягкими, общительными, женственными, а юноши вырастают настоящими мужчинами.

— Нашим девочкам нравится учиться отдельно от мальчиков, особенно в начальных классах, — говорит Наталья Крысенок. — По профессии я учитель физкультуры, преподаю с 1973 года, у меня уже большой опыт, и я думаю, что смешанных классов в школах быть не должно. Особенно показательны в этом плане уроки физкультуры. Девочки на них получают слишком большие нагрузки, а мальчиков мы, наоборот, недогружаем. Поэтому парни из школы выходят такими хилыми и слабыми. По словам директора, все школьные нормативы усреднены. Обучение мальчиков и девочек принципиально по программе ничем не отличается. То, что интересно мальчикам, неинтересно девочкам, и наоборот. Им нужны совершенно разные подходы к преподаванию.

— Именно поэтому мы решили провести в школе эксперимент по раздельному обучению, — рассказывает Наталья Крысенок. — Долгое время изучали научную и методическую литературу. В мире существуют две образовательные системы: американская — со смежным обучением и европейская — с разнополым. Мы сравнили результаты и увидели, что европейская система лучше именно потому, что в ней преподаватели изучили физиологию и психологию мальчиков и девочек и улучшили результат обучения.

Подача учебной базовой программы при раздельном обучении принципиально различается. Так как мальчики усваивают информацию сразу, их нужно нагружать в начале урока. В течение 30 минут они будут работать активно, а потом им необходима разгрузка — повторение и закрепление пройденного. У девочек все наоборот: их нужно сначала разогреть, настроить, проверить домашнее задание, а потом выдавать новую тему. Учителя, работающие в смешанной школе, приходят к определенной структуре ведения урока, в основном не учитывая психологических особенностей своих учеников. Сначала проверяется домашнее задание, потом закрепляется пройденный материал. А что в это время делают мальчики? Они теряют интерес, начинают уставать. И когда в середине урока учитель начинает объяснять новую тему, мальчикам уже нужно отдыхать. Вот и получается, что из-за неправильного подхода к обучению, теряется интерес мальчиков к учебе.

— Девиз нашей школы: «Обучаем раздельно, а воспитываем вместе», — говорит директор. — Наши девочки и мальчики очень дружны. На сцене постоянно выступают вместе. Устраивают праздники друг для друга и участвуют в них все до одного.

Эксперимент проходит практически во всех классах, кроме 9-го и 10-го. Среди родителей учеников есть и сторонники, и противники раздельного обучения. Результаты эксперимента по раздельному обучению будут известны уже в скором времени, тогда педагоги поймут, стоит им продолжать работать в этом направлении или нет. Во всяком случае, успеваемость и дисциплина учеников в классах стала лучше, чем во времена смешанного обучения.

Приглашаем наших читателей принять участие в дискуссии, посвященной раздельному образованию в школе. Звоните в редакцию «Пятницы» по телефону: 8(3952) 27-28-28.

Мнение учителя

— В мальчишках мне нравится стремление к идеалу, — говорит Галина Лисиченко, классный руководитель 3 «А» (где учатся только мальчики). — У меня в классе 25 мальчиков, собрать их всех вместе очень сложно. У них повышено самолюбие, есть стремление стать личностью. Каждый мальчик у меня в классе уже нашел свою нишу. Я считаю, что в современном обществе раздельное обучение необходимо. Во многих семьях мальчиков воспитывают одни матери. И именно в школе, в мужском коллективе ребята из неполных семей компенсируют недостаток мужского воспитания.

Особенности раздельного обучения

Мальчики:

* Нестандартная подача информации, постоянное обновление задачи урока, новые материалы из различных школьных программ.

* Логические задачи.

* В речи преподавателя при обращении к ученикам больше глаголов (мальчики находятся в постоянном действии).

* Работа на уроке — режим поисковой активности.

* Соревновательность, работа на лидерство (я все знаю, умею).

Девочки:

* Объем информации дозирован.

* Больше типовых, стандартных задач, решение по алгоритму, наглядность.

* Урок эмоционально окрашен, подача учебного материала через эмоции.

* Мягкий тон педагога, в речи преподавателя при обращении к ученицам больше прилагательных (выработка эмоций у класса).

* Акцент на взаимопомощь, работа в парах, команде, группе.

Хорошо забытое старое

Кто и зачем разделил мальчиков и девочек?

— Слюдянская школа № 50 работает по эксперименту «Использование гендерного подхода в учебно-воспитательном процессе» с 2007 года, — рассказала «Пятнице» разработчик программы раздельного обучения в школе № 50, бывший начальник отдела образования Слюдянки Елена Чукмасова. — Этот эксперимент разрабатывался в Иркутске совместно с Институтом повышения квалификации работников образования, научный руководитель Елена Кучковская. Программа по раздельному обучению имеет несколько этапов, и сегодня мы находимся на предпоследнем.

Практически эксперимент должен закончиться в 2011 году. Перед нами стоит несколько целей: мы хотим, чтобы дети были здоровы, умели общаться между собой, чтобы мальчики уважали девочек, а девочки отличалась от мальчиков определенными чертами характера. Мы изучили работы доктора медицинских наук Владимира Базарнова. Провели с учителями методические часы по разработке программы. В Слюдянском районе наша школа единственная, в которой ученики обучаются в разнополых классах.

В Иркутске работает православная гимназия, где также практикуют раздельное обучение. В Железногорске по этой же программе работает лицей № 103. Несмотря на раздельное обучение, школьная программа осталась базовой. То есть количество учебного материала материала у мальчиков и девочек одинаковое. Учебники те же самые. Но подход преподавателей к ученикам разный. Уже есть определенные результаты — успеваемость учеников в слюдянской школе стала лучше (даже среди учеников-юношей в 11-м классе есть претенденты на золотую и серебряную медали), по опросам, каждый второй мальчик в школе считает себя настоящим мужчиной. Дети уверены в себе, активны, стремятся сотрудничать друг с другом, чтобы потом прийти в общество и работать в коллективе.

Эксперимент в слюдянской школе можно на данном этапе назвать удачным. Стоит заметить, что «Использование гендерного подхода в учебно-воспитательном процессе» — это обычная практика классических гимназий дореволюционной России и в те далекие времена не рассматривалось как проблема, поскольку считалась нормой, основанной на «естественном» социальном неравноправии мужчин и женщин.

В СССР раздельное обучение было вновь введено в 1944 году по личной инициативе товарища Сталина, задумавшего воскресить благолепные имперские порядки и нравы. Однако эксперимент в 1954 году был прекращен — скорее в пику покойному вождю, чем по реальным соображениям.

Сторонники раздельного обучения свято убеждены, что при их порядке будет меньше «соблазнов» и «разврата» (ученики в школе не должны быть такими же, как в скандальном сериале «Школа» на Первом канале). Сторонники совместного обучения резонно указывают, что при разделении полов со школьной скамьи мальчики и девочки впоследствии получат серьезные проблемы в общении вследствие непривычки к противоположному полу.

На сегодняшний день в России не слишком много школ с раздельным обучением. Например, мальчики и девочки в конфессиональных школах разделены — это дань традиции, связанной с религиозными убеждениями. Другие варианты — кадетские корпуса, куда берут только мальчишек, и женские училища сестер милосердия. В них разделение объясняется будущей профессией выпускников. В середине 90-х к ним добавились светские школы (гимназии, институты благородных девиц) — этакие экспериментальные площадки для внедрения оригинальных педагогических методик.

Что думают психологи и учителя?

Алиса Безруких, президент Байкальской психоаналитической ассоциации:

— Мальчиков и девочек лучше разделить в детских садах. Именно в этом возрасте, начиная с 3 лет, у детей формируется половая идентичность (осознание половой принадлежности, готовность играть определенную половую роль). А в школе, начиная с начальных классов, мальчикам и девочкам нужно иметь разнополое общение. Если в 15 лет у мальчика нет опыта общения с девочкой, а именно в этом возрасте у подростка появляются личностные качества, то у него в будущем могут возникнуть большие проблемы в общении с противоположным полом. Хотя я могу сказать, что от перехода школы на раздельное обучение вреда большого не будет. Потому что вне учебы мальчики и девочки все равно будут общаться.

Татьяна Ковшарова, учитель биологии гимназии № 3:

— При совместном обучении девочки, на мой взгляд, дают фору юношам, чтобы те подтягивались под их уровень развития. Если классы разделить, мальчики будут отставать. В классе, где учатся одни мальчики, начинается серьезная борьба за лидерство, могут возникнуть достаточно серьезные психологические проблемы, вполне возможно и какое-то физическое воздействие. Если мальчики и девочки учатся отдельно, как им строить отношения? Если ребенок стеснительный, а таких сейчас достаточно много, то он за эти несколько часов на внешкольном мероприятии не сможет научиться отношениям с противоположным полом. В смежных классах мальчик каждый день сидит с девочкой за одной партой. Он научится с ней общаться. Я против раздельного обучения.

ТИМУР БАЛАШОВ, timurb@pressa.irk.ru. Фото СЕРГЕЯ ИГНАТЕНКО

На фото: Директор слюдянской школы № 50 Наталья Крысенок: «Мальчики и девочки развиваются и мыслят по-разному. Их надо по-разному поощрять: мальчика нельзя гладить по голове, а девочку не надо называть «молодец». Мальчику интереснее решать задачу о том, сколько тонн угля привез в порт сухогруз, а девочкам — о том, сколько тюльпанов было посажено в саду»



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ